В. З. Демьянков, Е. С. Кубрякова

Когнитивная деятельность

This page copyright © 1996 V.Dem'jankov, E.S.Kubryakova

http://www.infolex.ru

Электронная версия статьи:

Демьянков В. З., Кубрякова Е. С.  Когнитивная деятельность // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. – М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996. – С. 51–52.


-51-

Когнитивная деятельность (cognitive activity; kognitive Tätigkeit; activité cognitive) - “ухватывание” и установление смысла, вслед за Г.Фреге [G.Frege 1914: 98] рассматриваемое [A.Bühler 1983: 48-65] как

-52-

своеобразный когнитивный процесс установления когнитивной значимости языкового выражения, его информативности. Смыслы же выражени считаются тогда объектами когнитивной деятельности и когнитивных установок. Например, в концепции “игровой семантики” Я.Хинтикки [J.Hintikka 1975] смысл выражения является функцией, дающей множеству возможных миров некоторый экстенсионал (предложениям приписываетс некоторое истинностное значение, привязанное к конкретному набору возможных миров).

Результаты К.Д. могут связываться с образованием системы смыслов (концептов), относящихся к информации относительно актуального или возможного положения вещей в мире – т.е. к тому, что индивид знает, предполагает, думает и/или воображает об объектах действительного и возможных миров [Павилёнис 1983: 102] и что входит в концептуальную систему человека.

К.Д. как составная часть сознания человека (другие компоненты сознания: компетенция – способность генерировать акты сознания – и конкретное знание – результат когнитивной деятельности, используемый в дальнейших когнитивных актах человека) разворачивается в определенном культурном контексте, что сильно ограничивает набор допустимых “возможных миров” [E.Morin 1986: 11]. В частности, содержание мифов, этические нормы, политические установления, религия и др. компоненты культуры сказываются на процедурах и результатах К.Д. Отсюда и представление о когнитивной деятельности как о наборе процедур, переводящих одну реальность человека в другую.

В более широком значении К.Д. – деятельность, в результате которой человек приходит к определенному решению и/или знанию, т.е. мыслительная деятельность, приводящая к пониманию (интерпретации) чего-либо. В таком случае связь К.Д. с пониманием предложений не обязательна [Pylyshyn 1984: 197-198]. Иногда поэтому К.Д. соотносится напрямую с понятием мышления, но относится прежде всего к процессам, сопровождающим обработку информации и заключающимся в создании особых структур сознания: тогда в К.Д. участвуют разные системы переработки информации, а потому образуемце структуры сознани нетождественны и зависят от того, по какому каналу пришла к человеку информация.

В отличие от остальных когнитивных видов деятельности, язык обладает двойственным характером [J.Caron 1983: 17-18]: как когнитивный инструмент он является системой знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и в трансформировании информации. Это внутренняя сторона языка. Есть и внешняя: язык как независимый от человека объект, подлежащий усвоению: его функция репрезентировани генетически и функционально неотделима от функции коммуникации.

В.Д., Е.К.