В. З. Демьянков, Е. С. Кубрякова
This page copyright © 1996 V.Dem'jankov.
http://www.infolex.ru
Электронная версия статьи:
Демьянков В. З., Кубрякова Е. С. Когнитивная модель // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. – М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996. – С.56–57.
Когнитивная модель (cognitive model; kognitives Modell; modèle cognitif) - термин, используемый по меньшей мере в трех значениях:
1. Концепция «язык есть разновидность когнитивного процесса». В ней язык и его познание относятся к компетенции когнитивной науки и не является монополией лингвистики [Петров, Герасимов 1988, с.5 и сл.].
2. Модель понимания текста как результата естественной обработки языковых данных. Тогда говорят о построении ментальных
-57- моделей текста (Джонсон-Лэрд), К.М. понимания [Дейк, Кинч 1988, с.173] или К.М. обработки текста [Караулов, Петров 1989, с.7-10], [Дейк 1989, с.71-72], которые, в свою очередь, требуют построения К.М. отдельных ситуаций. Когнитивное моделирование, состоящее в построении К.М. речи, зрительного восприятия и т.д., выясняет как состав информационно самостоятельных модулей, так и механику их взаимодействия и «архитектуру» единой системы модулей [Altmann 1990, с.1].3. Характеристика процесса категоризации в естественном языке; напр., по [Лакофф 1988, с.31], выделяются четыре типа К.М.: пропозициональные, схематические (образные), метафорические и метонимические; фактически же при этом описываютс механизмы мышления и образования концептуальной системы человеческого сознани как той базы, на которой мышление протекает. Такое понятие объединянт различные подходы в когнитивной науке (синонимы: концептуальная область, сцена, наивная модель «folk model») и соответствует структуре знания, служащей фоном дл когнитивной переработки, в частности, для выяснения значения высказывания [Rudzka- Ostyn 1993, с.1]. По [Lakoff 1987: xii-xv], в рамках «реализма опыта» («experiential realism», или experientialism), теория К.М. должна использовать традиционные взгляды на категоризацию, значение и разум для описания эмпирических данных и основана на следующих положениях:
- главная часть наших концептуальных систем непосредственно основана на восприятии, на движении нашего тела и на физико-социальном опыте человека;
- мысль образна: концепты, не прямо основанные на опыте, используют метафору, метонимию и «ментальную образность», что выходит далеко за рамки зеркального отражения, или репрезентирования, внешней реальности;
- мысль обладает гештальтными свойствами, а потому не атомистична; концепты имеют общую структуру, выходящую за пределы простого соположения (по фиксированным правилам) понятийных «строительных блоков»;
- мысль нечто большее, чем механическое манипулирование абстрактными символами и обладает экологической структурой: эффективность когнитивной переработки (например, при обучении и запоминании) зависит от общей структуры концептуальной системы и от того, какие именно понятия из нее задействованы в данный момент.
Дейк Т.А. ван 1989 – Язык. Познание. Коммуникация. – М., 1989.
Дейк Т.А. ван, Кинч В. 1988 – Стратегии понимани связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып.23. – М., 1988. – С.153-211.
Караулов Ю.Н., Петров В.В. 1989 – От грамматики текста к когнитивной теории дискурса // Т.А. ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация. – М., 1989. – С.5-11.
Лакофф Дж. 1988 – Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып.10. – М., 1981. – С.350-369.
Петров В.В., Герасимов В.И.1988 – На пути к когнитивной модели языка // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып.23. – М., 1988. – С.5-11.
Altmann G.T.M. 1990 Cognitive models of speech processing: An introduction /Ćognitive models of speech processing: Psycholinguistic and computational perspectives. Cambr. (Mass.); L.: MIT, 1990. P. 1-23.
Lakoff G. 1987 Women, fire, and dangerous things: What categories reveal about the mind. Chicago; L.: U. of Chicago, 1987. xvii, 614 p.
Rudzka-Ostyn B. 1993 Introduction /Ćonceptualizations and mental processing in language. B.; N.Y.: Mouton de Gruyter, 1993. P.1-20.
В.Д., Е.К.