В.З. Демьянков
Когнитивная система
This page copyright © 2003 V.Dem'jankov.
http://www.infolex.ru
Электронная версия статьи:
Демьянков В.З. Когнитивная система // Краткий словарь
когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац
Ю.Г., Лузина Л.Г. Под общей редакцией Е.С. Кубряковой. М.:
Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
С.74-76.
Когнитивная система (cognitive system; kognitives System; système
cognitif) – компонент сознания/разума человека и его общей человеческой
когниции, обладающий собственными механизмами и сферами действия,
характеризуемый как результат взаимодействия определенного набора модулей.
В рамках каждой К.с.ы происходит своя "жизнь", основанная на своих
принципах и структурах репрезентаций и выработки ожиданий [Fischer 1987,
с.52]. Определяющие признаки К.с.ы: выразительность (вербализуемость
средствами системы языка), эффективность (нацеленность на быстрое и
эффективное решение практических задач), алгоритмичность (основанность на
алгоритмах), усваиваемость (эти системы усваиваются человеком в результате
научения) и адаптируемость [Benthem 1991, с.25]. Разные К.с. объединяются в
единую инфраструктуру, именуемую архитектурой когниции, но сколько именно
К.с. входит в нее в качестве составляющих, до сих пор неясно.
В одной из концепций К.с. [Bates et al. 1979] считается, что символы
возникают в результате взаимодействия более примитивных К.с. – так же как
дети создают машины из конструктора – набора заготовленных частей. В
частности, способность именования покоится на различных неязыковых навыках,
усвоение грамматики связано с адаптацией механизмов, используемых при
построении лексикона. "Интерактивный" взгляд (особенно популярный в 1970-е
гг.) состоит в предположении, что главную роль в формировании К.с. играет
постепенное и поэтапное конструирование, а не самопроизвольное "вызревание"
когниции. В 1980-е гг. и позже особый интерес вызывали те свойства К.с.,
которые свидетельствуют скорее о вызревании, чем об осознанном
конструировании. Так, дети по-разному, не единообразно, выучивают язык,
используя (в разной мере) два различных приема: переход "по вертикали" (в
полном соответствии с теорией модульности) и по горизонтали (нарушая
границы между различными когнитивными областями) [Bates et al. 1988: ix].
В поздней концепции Н.Хомского [Chomsky 1994, с.1] языковая способность
(language faculty) человека представляется как отдельная К.с. Задача
лингвистики – в том, чтобы установить, каковы условия, которым языковая
способность должна отвечать, чтобы взаимодействовать с остальными К.с.ами в
мозгу/ментальности человека. В рамках "минималистской программы"
лингвистическая теория должна исследовать условия, налагаемые
идеализированными "совершенными" (не реальными) К.с. Только после этого
можно надеяться ответить на вопросы, связанные с возникновением и
развитием конкретных К.с. Все разнообразие языковых явлений – результат
воплощения очень небольшого количества принципов, реализуемых по небольшому
количеству параметру в слегка разных условиях. Наибольшие различия и
"несовершенства" языка как К.с. локализованы в лексиконе. Задача поэтому
сводится к установлению того, насколько лексикон отклоняется от
магистральной линии при воплощении "совершенной" К.с.
По Н.Хомскому (см. [Grewendorf 1994, с.387-391]) различаются два
подкомпонента языка – две К.с.ы: хранения информации (competence) и
реализации (performance systems), осуществляющие доступ к этой информации
при артикуляции, восприятии и обмене сведениями о внешнем мире и т.д. Эти
К.с. развиваются в онтогенезе, есть периоды зачаточного состояния К.с.,
созревания ее в результате взросления человека. Языковая способность сильно
отличается поэтому от остальных К.с. Возможно, что некоторые К.с. (напр.,
математическое мышление и музыкальные способности) развиваются на основе
языковой К.с. (это объяснило бы врожденную способность человека не только к
языку, но и – как следствие – к абстрактному математическому размышлению и
к восприятию музыки).
Вариации на эту тему языка как К.с. очень разнообразны (см., напр., [Nuyts
1992]). Так, в [Ouhalla 1993, с.3] выдвинута гипотеза о том, что
вспомогательные, "функциональные" категории составляют автономный компонент
(модуль) универсальной грамматики и представлены отдельно от главных
(таких, как имя, глагол, прилагательное, наречие) в общей человеческой К.с.
По [O'Grady 1987, с.181], грамматика образует отдельную К.с., однако
категории и принципы, отвечающие за язык, конструируются на основе более
общих понятий, не собственно языковых. Определенные аспекты значения
языковых выражений являются результатом взаимодействия "логической
структуры" (в смысле порождающей грамматики) с другими К.с. [Chomsky,
Lasnik 1977, с.429].
Литература:
Bates E. et al. 1979 – The emergence of symbols: Cognition and
communication in infancy /Bates E., Benigni L., Bretherton I., Camaioni L.,
Volterra V. – N.Y.: Acad. Press, 1979.
Bates E. et al. 1988 – From first words to grammar: Individual differences
and dissociable mechanisms /Bates E., Bretherton I., Snyder L.S. – Cambr.
etc: Cambr. UP, 1988. – xii, 326 p.
Benthem J.van 1991 – Linguistic universals in logical semantics //
Semantic universals and universal semantics. – B.; N.Y.: Foris, 1991. –
P.17-36.
Chomsky N. 1994 – Bare phrase structure. – Cambr. (Mass.): MIT, 1994. –
48+3 p.
Chomsky N., Lasnik H. 1977 – Filters and control // LI 1977, v. 8. P.425-
504.
Fischer K. 1987 – Kognitive Grundlagen der Soziologie. – B.: Duncker &
Humblot, 1987. – 338 S.
Grewendorf G. 1994 – Interview with Noam Chomsky: Notes on linguistics and
politics // LB 1994, Bd. 153. P.386-395.
O'Grady W. 1987 – Principles of grammar and learning. – Chicago; L.: U. of
Chicago, 1987. – xiii, 233 p.
Ouhalla J. 1993 – Functional categories, agrammatism and language
acquisition // LB 1993, Bd.143. P.3-36.
В.Д.