В.З. Демьянков

Когнитивная система

This page copyright © 2003 V.Dem'jankov.

http://www.infolex.ru


Электронная версия статьи:

Демьянков В.З. Когнитивная система // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Под общей редакцией Е.С. Кубряковой. М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. С.74-76.

Когнитивная система (cognitive system; kognitives System; système cognitif) – компонент сознания/разума человека и его общей человеческой когниции, обладающий собственными механизмами и сферами действия, характеризуемый как результат взаимодействия определенного набора модулей. В рамках каждой К.с.ы происходит своя "жизнь", основанная на своих принципах и структурах репрезентаций и выработки ожиданий [Fischer 1987, с.52]. Определяющие признаки К.с.ы: выразительность (вербализуемость средствами системы языка), эффективность (нацеленность на быстрое и эффективное решение практических задач), алгоритмичность (основанность на алгоритмах), усваиваемость (эти системы усваиваются человеком в результате научения) и адаптируемость [Benthem 1991, с.25]. Разные К.с. объединяются в единую инфраструктуру, именуемую архитектурой когниции, но сколько именно К.с. входит в нее в качестве составляющих, до сих пор неясно.

В одной из концепций К.с. [Bates et al. 1979] считается, что символы возникают в результате взаимодействия более примитивных К.с. – так же как дети создают машины из конструктора – набора заготовленных частей. В частности, способность именования покоится на различных неязыковых навыках, усвоение грамматики связано с адаптацией механизмов, используемых при построении лексикона. "Интерактивный" взгляд (особенно популярный в 1970-е гг.) состоит в предположении, что главную роль в формировании К.с. играет постепенное и поэтапное конструирование, а не самопроизвольное "вызревание" когниции. В 1980-е гг. и позже особый интерес вызывали те свойства К.с., которые свидетельствуют скорее о вызревании, чем об осознанном конструировании. Так, дети по-разному, не единообразно, выучивают язык, используя (в разной мере) два различных приема: переход "по вертикали" (в полном соответствии с теорией модульности) и по горизонтали (нарушая границы между различными когнитивными областями) [Bates et al. 1988: ix].

В поздней концепции Н.Хомского [Chomsky 1994, с.1] языковая способность (language faculty) человека представляется как отдельная К.с. Задача лингвистики – в том, чтобы установить, каковы условия, которым языковая способность должна отвечать, чтобы взаимодействовать с остальными К.с.ами в мозгу/ментальности человека. В рамках "минималистской программы" лингвистическая теория должна исследовать условия, налагаемые идеализированными "совершенными" (не реальными) К.с. Только после этого можно надеяться ответить на вопросы, связанные с возникновением и развитием конкретных К.с. Все разнообразие языковых явлений – результат воплощения очень небольшого количества принципов, реализуемых по небольшому количеству параметру в слегка разных условиях. Наибольшие различия и "несовершенства" языка как К.с. локализованы в лексиконе. Задача поэтому сводится к установлению того, насколько лексикон отклоняется от магистральной линии при воплощении "совершенной" К.с.

По Н.Хомскому (см. [Grewendorf 1994, с.387-391]) различаются два подкомпонента языка – две К.с.ы: хранения информации (competence) и реализации (performance systems), осуществляющие доступ к этой информации при артикуляции, восприятии и обмене сведениями о внешнем мире и т.д. Эти К.с. развиваются в онтогенезе, есть периоды зачаточного состояния К.с., созревания ее в результате взросления человека. Языковая способность сильно отличается поэтому от остальных К.с. Возможно, что некоторые К.с. (напр., математическое мышление и музыкальные способности) развиваются на основе языковой К.с. (это объяснило бы врожденную способность человека не только к языку, но и – как следствие – к абстрактному математическому размышлению и к восприятию музыки).

Вариации на эту тему языка как К.с. очень разнообразны (см., напр., [Nuyts 1992]). Так, в [Ouhalla 1993, с.3] выдвинута гипотеза о том, что вспомогательные, "функциональные" категории составляют автономный компонент (модуль) универсальной грамматики и представлены отдельно от главных (таких, как имя, глагол, прилагательное, наречие) в общей человеческой К.с. По [O'Grady 1987, с.181], грамматика образует отдельную К.с., однако категории и принципы, отвечающие за язык, конструируются на основе более общих понятий, не собственно языковых. Определенные аспекты значения языковых выражений являются результатом взаимодействия "логической структуры" (в смысле порождающей грамматики) с другими К.с. [Chomsky, Lasnik 1977, с.429].

Литература:

Bates E. et al. 1979 – The emergence of symbols: Cognition and communication in infancy /Bates E., Benigni L., Bretherton I., Camaioni L., Volterra V. – N.Y.: Acad. Press, 1979.

Bates E. et al. 1988 – From first words to grammar: Individual differences and dissociable mechanisms /Bates E., Bretherton I., Snyder L.S. – Cambr. etc: Cambr. UP, 1988. – xii, 326 p.

Benthem J.van 1991 – Linguistic universals in logical semantics // Semantic universals and universal semantics. – B.; N.Y.: Foris, 1991. – P.17-36.

Chomsky N. 1994 – Bare phrase structure. – Cambr. (Mass.): MIT, 1994. – 48+3 p.

Chomsky N., Lasnik H. 1977 – Filters and control // LI 1977, v. 8. P.425- 504.

Fischer K. 1987 – Kognitive Grundlagen der Soziologie. – B.: Duncker & Humblot, 1987. – 338 S.

Grewendorf G. 1994 – Interview with Noam Chomsky: Notes on linguistics and politics // LB 1994, Bd. 153. P.386-395.

O'Grady W. 1987 – Principles of grammar and learning. – Chicago; L.: U. of Chicago, 1987. – xiii, 233 p.

Ouhalla J. 1993 – Functional categories, agrammatism and language acquisition // LB 1993, Bd.143. P.3-36.

В.Д.