В.З. Демьянков
This page copyright © 2003 V.Dem'jankov.
http://www.infolex.ruЭлектронная версия статьи:
Демьянков В.З. Модуль // Краткий словарь
когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац
Ю.Г., Лузина Л.Г. Под общей редакцией Е.С. Кубряковой. М.:
Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
С.101-105.
Модуль (module; Modul; module) одно из основных понятий когнитивизма, относящихся к обозначению тех простейших систем или частей, из которых состоит вся инфраструктура мозга/разума/языка и т.п. Модульность представление о поведении человека, объясняющее видимую сложность как результат взаимодействия нескольких достаточно простых подсистем, называемых М.ями [Демьянков 1988, с.140].
К характеристикам М. относятся (особенно в отношении речевой деятельности):
- относительная автономность его обмен информацией между М.ями слабее, чем внутри М.ей, а связи внутри М.ей достаточно органичны;
- специализация каждый М. обладает своими собственными принципами функционирования, несводимыми друг к другу или к какому-либо обобщающему принципу;
- возможно (и здесь необходима большая осторожность), что с каждым М.ем связана определенная локализация или определенный тип связей в мозгу человека;
- генетическая заданность,
- универсальность: так, определяя тот или иной уровень синтаксической или семантической репрезентации, М.и задают понятия универсальной грамматики.
Основная идея М.я в когнитивизме заключается, по [Jackendoff 1994, с.629-635], в следующем. Ментальность разложима на большое число способностей (faculties), или М.ей, каждый из которых специализируется на когнитивной переработке определенного вида информации, а потому на выполнении конкретных типов перцептивных или когнитивных заданий (возможно, эта специализация соответствует и тому, как организована нейронная система связей в различных областях мозга). Есть, среди прочего, и М. или группа М.ей, специализирующихся на социальной когниции: задача этого М.я образование образа себя как индивида в обществе. В то время как фундаментальными единицами пространственной когниции являются физические объекты в пространстве (о них человек задается вопросами типа: Что это? и Где это расположено?), единицами социальной когниции являются личности в социальном взаимодейсвии, о которых спрашивают: Кто это? и Каковы его/ее отношения ко мне и к остальным?
Концепция функциональной разложимости ментальности на М.и разрабатывается начиная с середины 1970-х гг.: считается, что вся мыслительная деятельность представима как взаимодействие дискретных и специализированных компонентов, а разумность следствие кооперированности этих М.ей (как аналога гомункулюсов). Сегодня представление о модульности является не только центральным для когнитивной науки [Bayer 1987, с.3], но и одним из главных методологических идеалов науки в целом [Jacobs 1992, с.8].
Есть как минимум две версии тезиса о модульности [Sterelny 1989, с.71]:
1. Каждая система восприятия представлена своим М.ем; есть еще М. управления памятью, языковой способности, зрительного и пространственного воображения и т.д. [Lycan 1990].
2. М.и автономны (каждый обладает относительно ограниченным доступом к информации, располагаемой другими М.ями); структура ментальности обладает скорее вертикальным, чем горизонтальным характером: нет общей памяти или общих механизмов решения задач есть системы, специзирующиеся на конкретных областях: зрения, речи и т.п. Кроме того, аналогией с гомункулюсами обладают действия периферийных М.ей, а не центрального когнитивного "процессора": построить общую теорию центрального процессора сегодня вряд ли возможно (концепция Дж.Фодора).
Обычно же мы имеем дело с синтезом этих двух подходов [Sterelny 1989]: каждый из М.ей в свою очередь рассматривается как набор более специализированных, более простых М.ей, и так далее, до тех пор, пока мы не дойдем до психологически примитивных компонентов. Так, по [Raccah 1986, с.103], семантика языка как отдельный М. когнитивной системы сама имеет модульную структуру: репрезентация значения, связанного с информацией об определенной ситуации и о мире, приводит к интерпретации смысла высказывания. Главным же предметом семантики является установление принципов, правил и репрезентаций, регулирующих взаимодействие языковой системы с концептуальной системой [Bierwisch 1983b: 122-124].
Различаются [Thompson, Altmann 1990, с.343]:
- репрезентационная модульность инкапсулирование долговременной информации, поддерживающей когнитивную переработку на самых различных стадиях,
- процессуальная модульность распределение обязанностей между различными этапами обработки информации.
Некоторые виды знания индивида непосредственно хранятся соответствующими М.ями, формирующимися в результате эволюции, а "созревание" М.ей (главный стимул когнитивного развития человека) приводит к усилению выразительных возможностей "языка мысли" (см. ментальный язык), к расширению репертуара форматов для репрезентирования знаний. Индивидуальные различия в когнитивном развитии ребенка коренятся в заложенной в нем биологической программе развития, в общем не зависящей от абсолютного времени [Anderson 1992, с.1].
Язык также может быть рассмотрен под таким модульным углом зрения [Seuren 1986, с.2] отсюда концепция модульной грамматики как системы правил и репрезентаций, разложимой на независимые взаимодействующие подсистемы [Farmer 1984: xv]. Эта идея о модульности языка, но в других терминах, лежит уже в теории "двойного членения" языка, когда считают, что функция единиц более низкого уровня, фонологии (звуков языка) состоит только в комбинировании между собой для формирования единиц более высокого уровня слов [Woodbury 1987, с.685].
Развивая эту идею, М.Бирвиш [Bierwisch 1983b: 122-124] указывает, что первопричина внутренних и внешних условий, формирующих ментальные репрезентации, в конечном счете заключена в материальных свойствах окружающего мира. Отсюда вытекают следующие положения:
- ментальная организация имеет модульный характер, т.е. различные системы и подсистемы ментальной структуры взаимодействуют определенным образом, предопределяя способ реагирования организма на свое окружение;
- каждая ментальная система основана на наборе принципов, приводящих, в результате онтогенетического развития, к системе правил или структур, предопределяющих ментальные репрезентации, лежащие в основе соответствующего аспекта поведения;
- системы языка и понятий являются такими ментальными системами, причем репрезентация языка отвечает за использование естественного языка, а репрезентации понятийной системы предопределяют то, как концептуализируются реальные и вымышленные ситуации, восприятия, действия и системы убеждений.
Грамматической теории приписывается в концепции модульности также модульный характер: она распадается на автономные подтеории, только в своей кооперации определяющие структуру предложений [Drubig 1992, с.147]. Предложения же демонстрируют неоднородную свою природу, поскольку являются результатом взаимодействия абстрактных языковых принципов, относящихся к очень разным подтеориям, которые диктуют иногда диаметрально противоположные требования к допустимым лексическим элементам в конкретной грамматической структуре. ПодтеорииМ.и обладают различным статусом: например, структура фокуса предложения подчинена М.ю синтаксического артикулирования предложения. Взаимоотношения М.ей также обладают различным статусом. Так, по [Shibatani, Kageyama 1988, с.480], словообразование происходит не только в лексиконе, но и в других М.ях грамматики (в синтаксическом и постсинтаксическом фонологическом во всяком случае). Но принципы словообразования общи для всех этих М.ей во всяком случае, в рамках одного языка. Гипотеза об универсальности структуры и внутреннего устройства всех М.ей языковой системы не всем кажется правдоподобной. По [Radford 1990, с.3], вряд ли все М.и языковой способности одинаковы для всех языков: М.и падежной системы языков сильно варьируются от языка к языку.
С развитием этих положений связана [Sadock 1983, с.198-199] в грамматической теории последних лет и гипотеза об автономности: различные типы языкового знания (семантическое, синтаксическое, лексическое и прагматическое) образуют различные модули, взаимодействующие при использовании и интерпретации речи. Часто к этому общему тезису добавляют еще следующие положения (объединяемые под названием тезиса о строгой автономии):
- формальная различительность: формальная природа у каждого М.я отлична от других М.ей;
- четкое разграничение М.ей;
- возможность подмодулей;
- простота взаимодействия М.ей: внутренняя механика одного М.я не сказывается на внутренней механике другого;
- разделение труда между М.ями по функциональному принципу: М.и не избыточны, а дополняют друг друга; каждое элементарное явление объяснимо действием только одного М.я.
В то же время, можно выделить две версии тезиса о такой модульности, или автономности [Riemsdijk 1982, с.693]:
- внешняя автономность: грамматика в целом представляет собой автономный когнитивный компонент, который во взаимодействии с другими когнитивными компонентами определяет языковое поведение;
- внутренняя автономность: в рамках грамматики выделяются компоненты, обладающие значительной автономией друг по отношению к другу; то есть, правила одного компонента могут получить доступ к информации других компонентов только при взаимодействии компонентов; однако это не означает, что разные компоненты, или М.и грамматики, обладают совершенно различной природой. Напротив: фонология и синтаксис обладают большим числом фундаментальных формальных свойств.
Среди прочего, выделяются М.и овладения языком у ребенка, в соответствии с различными задачами, решаемыми человеком при овладения грамматикой [Peizer, Olmsted 1969, с.60]. А в стандартной "нативистской" генеративной модели (принимающей гипотезу о врожденности языковой способности) утверждается:
1. Мозг подразделяется на некоторое число независимых врожденных М.ей.
2. Нейронные структуры, предопределяющие когнитивное поведение человека (в частности, языковое) не подвержено дарвинскому естественному отбору.
3. Естественные М.и, отвечающие за язык и когницию, не созревают по ходу онтогенеза.
4. У всех людей одинаковая языковая компетенция.
Впрочем, критики считают, что эти последние четыре положения противоречат представлениям современной биологии, утверждающей прямо противоположное [Ph.Lieberman 1989, с.199-204].
Кроме того, даже если принять только в общих чертах идею модульности при
объяснении феноменов усвоения языка, следует признать, вслед за [Wexler,
Manzini 1987, с.41], что некоторые аспекты языка и его усвоения
регулируются не собственно языковым М.ем, а М.ем обучения. К последнему М.ю
относится и теория маркированности, внеположенная собственно языковой
теории: иерархии маркированности вычисляются на основе принципов М.я
усвоения знаний.
Литература:
Демьянков В.З. 1988 Модульность и параллельные процессы в интеллектуальной деятельности человека // Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект. М.: Центр. совет филос. (методол.) семинаров при Президиуме АН СССР, 1988. С.140-146.
Anderson M. 1992 -Intelligence and development: A cognitive theory. Oxford (UK); Cambr. (Mass.): Blackwell, 1992. ix, 241 p.
Bates E. et al. 1979 The emergence of symbols: Cognition and communication in infancy / Bates E., Benigni L., Bretherton I., Camaioni L., Volterra V. N.Y.: Acad. Press, 1979.
Bates E. et al. 1988 From first words to grammar: Individual differences and dissociable mechanisms /Bates E., Bretherton I., Snyder L.S.. Cambr. etc: Cambr. UP, 1988. xii, 326 p.
Bayer J. 1987 Vorwort // Grammatik und Kognition: Psycholinguistische Untersuchungen. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1987. P.3-6.
Bierwisch M. 1983b Formal and lexical semantics // Proc. of the XIIIth International Congress of Linguists, August 29 September 4, 1982, Tokyo. Tokyo: Gakushuin U., 1983. P.122-136.
Chomsky N. 1970 Remarks on nominalizations // Readings in English transformational grammar. Waltham (Mass.) etc.: Ginn, 1970. P.184-221.
Drubig H.B. 1992 Zur Frage der grammatischen Repräsentation thetischer und kategorischer Sätze // Informationsstruktur und Grammatik. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1992. S.142-195.
Farmer A.K. 1984 Modularity in syntax: A study of Japanese and English. Cambr. (Mass.); L.: MIT, 1984. xvi, 238 p.
Fodor J.A. 1983 The modularity of mind. Cambr. (Mass.): MIT, 1983.
Jackendoff R. 1994 Is there a faculty of social cognition? // Noam Chomsky: Critical assessments. L.; N.Y.: Routledge, 1994. Vol.III. Anthropology. P.629-643.
Jacobs J. 1992 Einleitung // Informationsstruktur und Grammatik. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1992. P. 7-16.
Lieberman Ph. 1989 Some biological constraints on universal grammar and learnability // The teachability of language. Baltimore etc.: Brookes, 1989. P.199-225.
Peizer D.B., Olmsted D.L. 1969 Modules of grammar acquisition // Lg. 1969, v. 45, N 1, P.60-96.
В.Д.