В.З. Демьянков
This page copyright © 2003 V.Dem'jankov.
http://www.infolex.ruЭлектронная версия статьи:
Демьянков В.З. Схема // Краткий словарь
когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац
Ю.Г., Лузина Л.Г. Под общей редакцией Е.С. Кубряковой. М.:
Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
С.179-181.
Схема (schema; Schema; schéma) способ представления операциональной информации. В когнитивной психологии понятиями оперируют как структурами, упорядочивающими поток входящей и исходящей информации. Когнитивно перерабатываемые внешние сигналы (восприятия, ощущения) и внутренние возбуждения (представления о собственных импульсах к действию, чувства и т.п.), в своей временной последовательности составляют этот поток сознания. Конструирование понятий привносит в него порядок, так что сходные вещи отделяются от несходных. В результате получаются С.ы (в других терминологиях: когнитивные структуры, концепты. Понятия же упорядочиваются в "иерархии понятий", структуры знаний и скрипты, являясь не столько результатом, сколько факторами упорядочения при обработке информации [Schönpflug 1987, с.56].
Термин С. заимствован из работы [Bartlett 1932]. Особенно часто к нему прибегают в компьютерном моделировании, использующем старую нотационную традицию для изображения отношений между концептами в виде графа. Так, представление о концептуальных графах уже издавна развивается как семантическая репрезентация для естественного языка [Sowa 1983, с.29]. Самая ранняя разновидность, названная "экзистенциальным графом", была изобретена Ч.С.Пирсом (о чем см. [Roberts 1973]), взамен линейной нотации символьной логики, по образцу изображения молекулярных соединений в органической химии, что облегчало формулировку правил логического вывода. В языкознании Л.Теньер [Tesnière 1959] использовал близкую по духу нотацию в рамках грамматики зависимостей. В компьютерной форме идея воплощена в виде сетей в концепциях [Ceccato 1961] и [Masterman 1961]. В системе LUNAR интерпретации сложных элементов строилась в результате рекурсивного процесса заполнения слотов в некоторой С.е., определяемой определенными правилами, оперирующими порциями дерева представления предложения [Woods 1978a: 25]. Под разными именами "граф концептуальной зависимости" [Schank, Tesler 1969], "сети структурного наследования" [Brachman 1979], нотация в виде графов стала одним из самых распространенных способов представления знания. Общая структура такого "концептуального графа" называется при этом С.ой (часто в качестве синонимов при этом употребляются: фрейм, скрипт, MOP, сценарий). Причем С.ы, представляющие свойства некоторого типа концепта, "наследуются" всеми разновидностями этого концепта. (Об истории термина С. в философии см. [Richir 1983, с.179]).
Мир, в той мере, в какой он вообще воспринимаем и воспроизводим, представляет собой "функцию", реализацию схем интерпретации, а потому он зависит от нашей интерпретации. Мир может истолковываться в результате употребления знаков, систем понятий и символов, также зависящих от интерпретаций. [Lenk 1993, с.55-85]. Вслед за Кантом можно сказать поэтому, что мы структурируем мир того, что в принципе воспринимаемо, "мир явлений". Границы интерпретации являются одновременно и границами воспринимаемого мира. Интерпретирование же когнитивный процесс, в результате которого получаются частично осознаваемые структуры, состоящие из сигналов и их совокупностей. Для получения этих структур используется когнитивные конструкты, называемые С.ами, которые служат для того, чтобы конкретные переживания и действия соотнести с ментальными репрезентациями (общими понятийными рамками, в которых единичные явления сводятся к общим и опознаваемым).
В этой связи можно говорить о "С.е ситуации" (в иных терминологических системах о "логической форме" высказывания), задающей соотношения между участниками и обстоятельствами описываемой ситуации. Часть элементов такой формы при этом бывает недоопределенной представлена "переменными" величинами. Человек обладает алгоритмом переработки языковой формы в формальную, называемую "С.ой ситуации" и подаваемой на вход в семантическую интерпретацию. Интерпретация высказывания должна отвечать всем требованиям, налагаемым той С., которая описывается "ситуацией высказывания" [Fenstad et al. 1987, с.1-3]
Главным признаком С.ы является наличие в ней постоянного каркаса, заполняемого переменными, и возможность одной С.ы опираться на другие (подсхемы или подпроцедуры) [Lenk 1993, с.100-101]. Когнитивная прагматика оперирует правилами, понятиями, стратегиями и С.ами, оказывающимися в этом отношении инструментами для быстрой и функциональной обработки информации [Dijk 1981, с.222].
Понятие С. используется при моделировании интерпретации текста [Gumperz 1982, с.21]. Понимание характеризуется как выявление обобщающих и стабильных схем ("теорий") на основе соотнесенных между собой конкретных наблюдений ("данных") [Chafe 1994, с.10]. О понятии нарративной схемы в описании дискурса см. [Lüdi 1991, с.198], [Digueur 1993, с.9-10].
Прилагается понятие С.ы и к описанию собственно языковых сущностей:
- в типологии [Talmy 1991, с.480-482] при определении типа языка на основании того, как в нем выражается схематическое ядро концептуализации событий (напр., самим глаголом или сателлитом глагола);
- в описании механизмов усвоения языка: гипотеза о врожденном С.изме объясняет единообразие, специфику и детализированность структуры грамматик, конструируемых человеком, усвоившим язык [Chomsky 1972b: 174]. Конечно, вряд ли все люди рождаются с совершенным знанием некоторого конкретного языка, скажем, английского. Гипотеза о врожденном схематизме заключается в предположении, что каждый человек рождается с совершенным знанием универсальной грамматики некоторого фиксированного схематизма, используемого при усвоении конкретного языка. [Chomsky 1972b: 192]; см. нативизм;
- в формальном описании семантики языка; напр. [Rieser 1980, с.537], когда
языковое значение приравнивается совокупности: интенсионал (частично
определенная функция, дающая экстенсионалы) плюс стереотип (представление
мнений). В таком понимании значение зависит от говорящих, контекстов и
фонового знания говорящего.
Литература:
Brachman R.J. 1979 On the epistemological status of semantic networks // Associative networks: Representation and use of knowledge by computers. N.Y.: Acad. Press, 1979. P.3-50.
Ceccato S. 1961 Linguistic analysis and programming for mechanical translation. N.Y.: Gordon & Breach, 1961.
Chafe W. 1994 Discourse, consciousness, and time: The flow and displacement of conscious experience in speaking and writing. Chicago; L.: The U. of Chicago Press, 1994. xiii, 327 p.
Chomsky N. 1972b Language and mind. Enlarged ed-n. N.Y. etc.: Harcourt Brace Jovanovich, 1972. xii, 194 p.
Digueur L. 1993 Schéma narratif et individualité. P.: PUF, 1993. 181 p.
Dijk T.A. van 1981 Studies in the pragmatics of discourse. The Hague etc.: Mouton, 1981. xii, 331 p.
Fenstad J.E. et al. 1987 Situations, language and logic /J.E.Fenstad, P.- K.Halvorsen, T.Langholm, J.v.Benthem. D. etc.: Reidel, 1987. viii, 186 p.
Gumperz J.J. 1982 Discourse strategies. Cambr. etc.: Cambr. UP, 1982. xii, 225 p.
Lenk H. 1993 Interpretationskonstrukte: Zur Kritik der interpretatorischen Vernunft. F.a.M.: Suhrkamp, 1993. 698 S.
Lüdi G. 1991 Construire ensemble les mots pour le dire: A propos de l'origine discursive des connaissances lexicales // Linguistische Interaktionsanalysen: Beiträge zum 20. Romanistentag 1987. T.: Niemeyer, 1991. P.193-224.
Masterman M. 1961 Semantic message detection for machine translation, using an interlingua // Proc. 1961 Int. Conference on machine translation . P.438- 475.
Richir M. 1983 Recherches phénoménologiques (IV, V): Du schématisme phénoménologique transcendantal. Bruxelles: Ousia, 1983. 300 p.
Rieser H. 1980 A new approach to linguistic semantics // Sprache, Logik und Philosophie: Akten des vierten internationalen Wittgenstein Symposiums 28. August bis 2. September 1978, Kirchberg am Wechsel (Österreich). Wien: Hölder Pichler Tempsky, 1980. P. 536-538.
Roberts D.D. 1973 The existential graphs of Charles S.Peirce. The Hague: Mouton, 1973.
Schank R.C., Tesler G. 1969 A conceptual parser for natural language // Proc. of the IJCAI-69. P.569-578.
Schönpflug U. 1987 Begriffsentwicklung zweisprachiger Kinder // Die Rolle der Psychologie in der Sprachlehrforschung. T.: Narr, 1987. S.55-85.
Sowa J.F. 1983 Generating language from conceptual graphs // Computational linguistics. O. etc.: Pergamon, 1983. P.29-43.
Talmy L. 1991 Path to realization: A typology of event conflation // Proceedings of the seventeenth annual meeting of the BLS: General session and parasession on the grammar of event structure. Berkeley (California): BLS, 1991. P.480-519.
Tesnière L. 1959 Eléments de syntaxe structurale. P.: Klincksieck, 1959. xxvi, 670 p.
Woods W.A. 1978a Semantics and quantification in natural language question answering // Advances in computers. N.Y. etc.: Acad. Press, 1978. Vol.17. P.1-87.
В.Д.