В.З. Демьянков

КОГНИТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, КОГНИТИВНЫЙ ПОВОРОТ

This page copyright © 2003 V.Dem'jankov.

http://www.infolex.ru


Электронная версия части статьи:

Демьянков В.З., Кубрякова Е.С. КОГНИТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, КОГНИТИВНЫЙ ПОВОРОТ // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Под общей редакцией Е.С. Кубряковой. М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. С.72-73.

Когнитивная революция, когнитивный поворот (Cognitive revolution, cognitive turn; Kognitive Revolution, Kognitive Wende; révolution cognitive): смена общенаучной парадигмы [Albersnagel 1987, c.8], в 1956-70-е гг. связываемая с именами Дж.Брунера, Дж.Миллера, У.Найссера, Ж.Пиаже, А.Ньюэлла, Г.Саймона и др. [Miller 1979]. Как и "картезианская революция", К.р. явилась результатом попыток рассмотреть деятельность человека как работу автомата (в ХХ веке – компьютеров) [Otero 1994a, с.22]. До когнитивистов стремились открыть общие логические законы, действительные для всех биологических видов, материалов, веков и стадий знания, в отвлечении от содержания [Gardner, Wolf 1987, c.306]. Теперь же главные принципы привязываются к человеческой когниции. Аксиомы когнитивизма предопределены междисциплинар-ностью этого направления [Gardner, Wolf 1987, c.117]:

1. Исследуются не просто наблюдаемые действия (т.е. продукты), а их ментальные репрезентации, символы, стратегии и другие ненаблюдаемые процессы и способности человека (которые и порождают действия).

2. На протекании этих процессов сказывается конкретное содержание действий и процессов, а не "навык".

3. Культура формирует человека: индивид всегда находится под влиянием своей культуры.

Поводом для именования этого направления "революцией" явилась антибихейвиористская направленность когнитивистов, стремившихся вернуть мысль (mind) в науки о человеке – после "долгой холодной зимы объективизма" [Bruner 1990, c.1].

К середине 1950-х годов появилась заманчивая перспектива объяснить мыслительные процессы через "правила преобразования мысленных представлений", аналогичные трансформационным правилам в первых версиях генеративной грамматики. Эти правила вырисовывались из наблюдений над усвоением языка детьми [Pinker 1984, c.1]: складывалось впечатление, что дети каким-то единообразным способом приходят к овладению своим родным языка и что этот универсальный "алгоритм" овладения языком состоит во введении новых правил во внутреннюю грамматику ребенка. Обобщая эти наблюдения, пришли к выводу о том, что эти правила очень похожи на все, что управляет и неречевыми видами деятельности, придает им продуктивность и выглядит иногда как непроизвольное, неконтролируемое поведение, отражаясь на структуре восприятия, памяти и даже на эмоциях [Fodor, Bever, Garrett 1974, c.6-7].

Основанная на подобных соображениях когнитивистская методика близка по духу деятельности лингвиста, когда тот, интерпретируя текст, анализирует причины правильности и осмысленности предложений (на основе опроса информантов и/или интроспективно), прибегает к гипотетико-дедуктивныым построениям [Goldman 1987, c.539]. Исследование того, как человек оперирует символами, осмысляя и мир, и себя в мире, объединяет лингвистику с другими дисциплинами, интерпретативным путем изучающими человека и общество.

К.р. была одним из проявлений общей тенденции к интерпретативному подходу в различных дисциплинах. Это стремление выявить механизмы интерпретации человеком мира и себя в мире, особенно ярко выраженное в лингвистическом "интерпретационизме" ("интерпретирующая семантика"), в философской и юридической герменевтике, в литературоведческих теориях читателя (reader criticism).

Литература:

Albersnagel F.A. 1987 – Cognition, emotion and depressive behavior: From learned helplessness theory to accessibility of cognitions theory. – Groningen: Rijksuniversiteit Groningen, 1987. – vi, 164 p. – Proefschrift ter verkrijging van het doctoraat in de Psychologische, Pedagogische en Sociologische Wetenschappen.

Bruner J.S. 1990 – Acts of meaning. – Cambr. (Mass.); L.: Harvard UP, 1990. – xix, 181 p.

Fodor J.A., Bever T.G., Garrett M.G. 1974 – The psychology of language: An introduction to psycholinguistics and generative grammar. – N.Y. etc.: McGraw-Hill, 1974. – XIX, 537 p. – (McGraw-Hill series in psychology).

Gardner H.E., Wolf D.P. 1987 – The symbolic products of early childhood // Curiosity, imagination, and play: On the development of spontaneous cognitive and motivational processes. – Hillsdale (N.J.); L.: Erlbaum, 1987. – P. 305-325.

Goldman A.I. 1987 – Cognitive science and metaphysics // JP 1987, v. 84, N 10 – P. 537-544.

Miller G.A. 1979 – Images and models, similes and metaphors // Metaphor and thought. – Cambr.: Cambr. UP, 1979. – P. 202-250.

Otero C.P. 1994a – Introduction: Chomsky and the cognitive revolution of the 1950s: The emergence of transformational generative grammar // Noam Chomsky: Critical assessments. – L.; N.Y.: Routledge, 1994. – Vol.I. Linguistics. – P. 1-37.

Pinker S. 1984 – Language learnability and language development. – Cambr. (Mass.); L.: Harvard UP, 1984. – xv, 435 p. – (CSS; 7).

В.Д.