В. З.  Демьянков

Слово понятие в обыденном языке

как предмет

прагматического речеведения[1]

This page copyright © 2007 V.Dem'jankov.

http://www.infolex.ru

Электронная версия статьи:

Слово понятие в обыденном языке как предмет прагматического речеведени // Лингвистическая полифония: Сборник в честь юбилея профессора Р. К. Потаповой / Отв. ред. В. А. Виноградов. М.: Языки славянских культур, 2007. С.94–116.


-94-

 

В данной работе на основе большого корпуса текстов попытаемся рассказать о словоупотреблении как одном из важнейших параметров, характеризующих взаимоотношени языка, речи и личности – ту область, в которой Р. К. Потапова получила прекрасные результаты, ставшие классическими, см.: [Потапова, Потапов 2006].

 

1. Вводные замечания: слово понятие в русском языке

«Научное» определение термина понятие традиционно относится к сфере логики или философии. Языковеды обычно не вмешиваются во внутренние дела соседних дисциплин.

Возможно, именно поэтому последние десятилетия по-русски в нашей науке часто стали употреблять термин концепт, которым философы до этого не злоупотребляли, в лучшем случае счита орнаментальным вариантом термина понятие.

Поскольку в русском и западноевропейских языках слово концепт (первоначальное значение которого в латыни – «зародыш») до сих пор сохранило сему ‘незавершенность, зачаточность’ [Демьянков 2001], можно сказать, что концепты (подобно «зародышам») реализуются в понятиях. О понятиях люди договариваются, конструируя их для того, чтобы «иметь общий язык» при обсуждении проблем. Концепты же существуют сами по себе, их люди реконструируют с той или иной степенью (не)уверенности, – отсюда диффузность, гипотетичность, размытость таких реконструкций.

Итак, понятие – конструкт, а концепт – реконструкт.


[1] В данной работе мы ограничимся анализом узуса XVIII– начала XIX вв., поскольку исследование в полном объеме выходит за рамки допустимого объема статьи.

-95-

 

Исследуя концепты, реализованные в текстах на каком-либо языке, мы можем гипотетически выявить понятия, бытующие в данном узусе, объединить их в группы, которым гипотетически же приписывается статус наиболее непосредственной и адекватной реализации концептов.

Итак, назвать X концептом – значит поставить задачу реконструировать смысл этого X для конкретной духовной культуры. Рассматривая, например, вопрос о концепте красоты, истины, дружбы и т.п., пытаются реконструировать ту сущность, которая в узусе стоит за словами красота, истина, дружба и т.п.

Ниже речь пойдет не о логическом термине «понятие», а об употреблении слова понятие в обыденных и научных текстах.

Известно, что в словаре В. И. Даля [Даль 1863–1866] нет отдельной статьи для слова понятие, имеется только отсылка: «ПОНЯТИЕ, понятный, понять и пр. см. понимать». Статья же «понимать» начинается так:

«ПОНИМАТЬ, понять что, постигать умом, познавать, разуметь, уразумевать, обнять смыслом, разумом; находить в чем смысл, толк, видеть причину и последствия.»

А после примеров употребления этого глагола читаем:

«Понятие, способность понимать, дар уразуменья, соображенья и заключенья. Человек одарен понятием, рассудком, смыслом. | Мысль, представленье, идея; что сложилось в уме и осталось в памяти, по уразумении, постижении чего-либо. У него понятие об этом деле ясное, верное, сбивчивое, темное, ошибочное и пр. Необходимость бесконечной величины доказывается математикой, но понятия об ней составить себе нельзя.»

Таким образом, у В. И. Даля можно реконструировать два значения слова понятие: 1) способность понимать, 2) результат и/или инструмент понимани (мысль или представление).

Оба значения зафиксированы с самых первых эпизодов употребления лексемы понимание / пониманье в XVIII в. Так, в значении «способность понимать, представлять себе» употребляется оно уже В. Н. Татищевым в «Истории Российской»: Освещение же ума, равно как свет видимый, от огня небесного или земного происходящий, освещает все телеса и видимость нам творит, нами лишь в мыслях воображенные свойства пред мысленным очам представляет, а также учение и прилежное вещей испытание с понятием и рассуждением возможным делает. У М. В. Ломоносова в «Российской грамматике» (1755) встречаем кроме этого значения и второе – «результат и инструмент понимания, представление»: Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. То есть, слово, или речь – способ передать картину представлений другому человеку.

-96-

 

Двухчастное толкование сохранилось в терминологических философских словарях на русском языке до последнего времени[2].

За пределами философии, в толковых словарях современного русского языка обращают внимание на то, в форме единственного или множественного числа слово понятие употреблено. Например, такое разграничение проводится в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова [Ушаков 1935-1940][3]. Эти наблюдения отражены и обобщены в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой [Ожегов, Шведова][4]. Поэтому в словарях общего типа количество значений больше двух.

Есть и словари, в которых фактически различаются две лексемы: 1) понятие и 2) понятия (омоним формы множественного числа лексемы


[2]Напр.: «ПОНЯТИЕ, 1) (философское) форма мышления, отражающая существенные свойства, связи, отношени предметов и явлений. Основная логическая функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. 2) В логике – мысль, в которой обобщаются и выделяютс предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам» (Современный энциклопедический словарь. М.: Больша российская энциклопедия, 1997).

[3]Напр.: «ПОНЯТИЕ, понятия, ср. 1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (науч.). Определение понятия. Понятие квадрата. Понятие прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу понятия. 2. только ед. представление о чем-н., осведомленность в чем-н. (разг.). Иметь понятие о чем-н. Не имею ни малейшего понятия об этом. – Когда он приезжает? – Понятия не имею! (совершенно не знаю; фам.). У него очень смутное понятие о математике. || Умение разобраться в чем-н., разум, толк (простореч.). Человек без (всякого) понятия. Человек с понятием. Надо тоже понятие иметь! 3. чаще мн. То или иное представление о чем-н., способ понимани чего-н. Лектор применялся к понятиям слушателей. Предвзятые понятия. Здравые понятия. Низошел до жалкого понятия о дружбе, как о любви. Гончаров Лопухов наблюдал Верочку и окончательно убедился в ошибочности своего первого поняти о ней. Чернышевский. 4. Способность понимания, интеллект (устар.). Соедин необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Пушкин. Дать понятие о чем – познакомить с чем-н., сообщить нек-рые сведения о чем-н. Он дал мне понятие о поэзии».

[4]Напр.: «ПОНЯТИЕ, -я, ср. 1. Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; иде чего-н, П. времени. П. качества. Понятия науки. 2. Представление, сведения в чем-н. Иметь, получить п. о чем-н. 3. обычно мн. Способ, уровень понимания чего-н. У детей свои понятия. * Понятия не имею (разг.) – не знаю, не имею представления о ком-чем-н. Когда уходит поезд? – Поняти не имею. С понятием кто (прост.) – об умном человеке. С понятием делается что (прост.) – делается что-н. умно, разумно. Без понятия кто (прост.) – ничего не понимает. // прил. понятийный, – ая, -ое (к 1 знач.; спец.). Понятийные категории

-97-

 

понятие)[5]. Приведем пример предложения, в котором встречаем одновременно обе лексемы: Если бы силы мои достаточны были, представил бы я, как постепенно великий муж водворял в понятие свое понятия чуждые, кои, преобразовавшись в душе его и разуме, в новом виде явилися в его творениях или родили совсем другие, уму человеческому доселе неведомые (А. Н. Радищев, Путешествие из Петербурга в Москву).

 

2. Узус авторов, родившихся в XVIII веке

В художественной литературе этого времени встречаем оба значения, однако преобладает все-таки первое: способность или – еще чаще – процесс понимания, представления[6].

За пределами художественной литературы понятие и понятия употребляютс в XVIII веке гораздо чаще, чем в художественной. Особенно показательно употребление в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова (1755) и в «Правилах высшего красноречия» М. М. Сперанского (1792).

В большом корпусе художественной, общественно-политической и научной литературы XVIII – начала XIX в. выделяются несколько больших классов сочетаемости:


[5]Так, в словаре [Ефремова 2000] лексеме понятие приписываются четыре значения: «1) Логически оформленная мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. 2) Представление о чем-л., осведомленность в чем-л.; знание, понимание чего-л. 3) а) разг. Мнение о ком-л., чем-л. б) Оценка кого-л., чего-л. 4) перен. разг.-сниж. Понимание, разум, рассудок». Лексеме же понятия (мн.) приписаны два значения: «1) Совокупность взглядов на что-л. 2) Уровень понимания чего-л.»

[6]В свою очередь, слово понимание понимается как в обыденном, так и в научном языке несколькими разными способами: 1) удачное или неудачное использование языкового знания дл восприятия речи, 2) построение и верификация гипотетических интерпретаций дл воспринимаемой речи, 3) «освоение» сказанного, когда по языковому выражению, как по чертежу, представлять себе некоторую картину, «модельный мир», 4) реконструкция намерений автора речи, 5) установление того, чем внутренний мир слушателя отличается от выстроенного им (по высказыванию) модельного мира, 6) установление связей внутри модельного мира и внутреннего мира говорящего, 7) соотнесение модельного мира с действительностью, непосредственно данной интерпретатору, 8) соотнесение восприятия речи с линией поведения интерпретатора, 9) выбор «тональности», или «ключа», в котором следует воспринимать речь, см. [Демьянков 2005]. С этими значениями мы и имеем дело в одном из толкований слова понятие как одного из синонимов для слова понимание в XVIII–XIX вв.

-98-

 

1. Результат и инструмент понимания, иде

2. Понятие как процесс понимани

   2.1. Интеллектуальный уровень или осведомленность:

     2.1.1. Нейтральный

     2.1.2. Средний, ниже среднего или недостаточный

     2.1.3. Высокий

3. Использование поняти

4. Становление и расширение поняти

5. Общая (не обязательно интеллектуальная) оценка

6. Понятия противоречат друг другу (только для форм множественного числа).

 

2.1. Результат и инструмент понимания, идея

Слово понятие в форме единственного числа часто (но не всегда) заменимо в этих контекстах на современное слово понимание в значении, не допускающем формы множественного числа в следующих контекстах:

—«использовать» понятие[7], особенно с некоторой целью[8], иногда включив некоторое представление в какую-либо картину[9];

— построить картину, или представление[10]: тогда понятие «открывается» («появляется трактовка»)[11]:


[7]Напр.: общее понятие требуется «общая картина, приблизительное представление о чем-либо»: Здесь, при вступлении в российскую грамматику больше общего понятия о человеческом слове не требуется (М. В. Ломоносов); научное (философское и т.п.) понятие употреблять «результат научно осмысленного представления или само научное представление о чем-либо»: Кто отчасу далее в нем углубляется, употребляя предводителем общее философское понятие о человеческом слове, тот увидит безмерно широкое поле или, лучше сказать, едва пределы имеющее море (М. В. Ломоносов);

[8]Ср.: идти к концу «способ представления обладает некоторой целью, уместен»: Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к сему концу, иначе они будут введены без причины, они будут излишни, а все излишнее несносно (М. М. Сперанский).

[9]Ср.: замыкать в себе понятие «включать некоторое представление в общую картину»: Те не понимают, однако ж, истинного разума сего правила, кои требуют, чтоб сие отношение было непосредственно, чтоб, говоря о скупости, каждая мысль замыкала в себе непременно сие понятие (М. М. Сперанский).

[10]Напр., понятие чего-либо «представление и мысль о чем-либо»: […] общая грамматика есть философское понятие всего человеческого слова, а особливая, какова российская грамматика, есть знание, как говорить и писать чисто российским языком по лучшему, рассудительному его употреблению (М. В. Ломоносов).

 

-99-

 

 

— поддержать понятие понятием, «дав представление» о предмете на фоне другого представления[12], использовать его к понятию»[13], то есть, «дл понимания».

Для формы множественного числа контекстов гораздо больше, за ними легче усмотреть общую идею:

— взаимосвязь различных единичных понятий между собой: соразмерность и соотнесенность[14], главные в противоположность второстепенным[15], сообщение, или игра понятий[16], тесная их связь между собой[17], «сопряжение», «сцепление» и союзы их[18], количество и изменение количества понятий[19], а также сумма собранных понятий как «общее представление, сумма мнений»[20];

 


[11]Напр.: Из сего открывается истинное логическое понятие ораторского вида, который не что другое есть, как дополнение понятий, упущенных по недостатку слов или несовершенству языка (М. М. Сперанский).

[12]Напр.: Конец расположения есть укрепить посредством порядка связь мыслей, поддержать понятие понятием и слово пояснить словом (М. М. Сперанский).

[13]Он нам к понятью дал разум отверзтый (А. Д. Кантемир).

[14][…] все побочные понятия должны быть соразмерны своим главным (М. М. Сперанский); взаимность: […] союз [служит] для изображения взаимности наших понятий (М. В. Ломоносов); Сия погрешность может происходить от двух причин: или от слабости соображения, когда ум не может свести всех понятий с главным, сличить их и с точностью определить сходство их или различие; или от сильного и стремительного воображения, порывающего и уносящего с собою рассудок (М. М. Сперанский).

[15][…] говоря о слоге, мы имели случай приметить, что сила и напряжение главных понятий зависят от соединения с ними понятий побочных (М. М. Сперанский).

[16]Сие сообщение или игра понятий представляет душе приятное зрелище; ее внимание с легкостью переходит от одного предмета к другому, ибо все они повешены, так сказать, на одной нити (М. М. Сперанский).

[17]Есть понятия, по естеству своему тесно связанные между собой, но сия связь не дл всех и не всегда бывает приметна – надобно ее открыть, надобно указать путь вниманию, проводить его, иначе оно может заблудиться или прерваться (М. М. Сперанский).

[18]Ничто не может дать ему права мучить нас трудным сопряжением понятий (М. М. Сперанский); Прибавьте к сему, что сцепление понятий в уме бывает иногда столь тонко, столь нежно, что малейшее покушение обнаружить сию связь словами разрывает ее и уничтожает […] (М. М. Сперанский); Союзы самых понятий соответствие между собою показывают (М. В. Ломоносов); Предлог и союз служат только к спряжению и сношению понятий, в прочем не подлежат никаким переменам (М. В. Ломоносов).

[19]Множество понятий и поощрение к скорому и краткому их сообщению привело человека нечувствительно к способам, как как бы слово свое сократить и выключить скучные повторення одного речения (М. В. Ломоносов); Из сего всего явствует, что им и глагол суть части человеческого слова, необходимо нужные в изображении самых наших главных понятий; местоимение, причастие, наречие, предлог, союз и междуметие в сношении и в сокращении оных служат (М. В. Ломоносов); Вещей и деяний свойства и обстоятельства умножают наши понятия и названиями их речь распространяют (М. В. Ломоносов).

[20]Сумма собранных понятий будет не столь велика, чтоб заплатить ей за сей труд, и все насильное не может быть не противно (М. М. Сперанский).

-100-

 

— общая атмосфера восприятия[21], где единичные понятия если и важны, то лишь как элемент целого, а не сами по себе[22].; тогда констатируют систематичность всего набора[23], наличие доминант в этой системе (ср. владычествовать в понятиях «преобладать в образе мыслей»)[24], выражение, сообщение или изображение мыслей (например, на письме)[25], самодостаточность для выражения мыслей[26], необходимость в наглядности[27], соответствие новых мыслей уже устоявшимся мнениям[28].

 


[21]Ср.: спокойное состояние понятий «спокойная атмосфера восприятия»: Сильное напряжение голоса и руки во вступлении не сообразно с спокойным состоянием понятий слушающих; надобно их постепенно возвышать и настраивать на свой тон, чтоб после сделать счастливое на них ударение (М. М. Сперанский).

[22]Такой набор иногда рисуется как челнок понятий (то есть, не огромный лайнер, а «скромный набор представлений»): […] однако ж дерзнем на челноке наших понятий пуститься хоть по водам, обозренным моими высокопочтенными собеседниками (И. И. Лажечников, Последний Новик).

[23]Сия связь бывает иногда столько тесна или столько сложна, что надобно всю систему сих понятий предложить одним словом, но слова редко нам делают сию услугу (М. М. Сперанский).

[24]С тех пор, как сердце начало мешаться в суждения разума, с тех пор, как человек, утончив и раздражив свою чувствительность, попустил ей владычествовать во всех своих понятиях […] (М. М. Сперанский).

[25]Напр.: […] красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий (М. М. Сперанский); [китайцы] целые понятия вещей равными начертаниями изображают и мысли свои почти живописью представляют (М. В. Ломоносов).

[26]Ср.: дополнить понятия «помочь в выражении мысли»: Отсюда можно произвести важное правило, что рука тогда только должна действовать, когда нужно дополнять понятия (М. М. Сперанский).

[27]Ср. пояснять vs. затемнять понятия «сделать мысли наглядными vs. не наглядными»: Оно должно быть просто, ибо мудрить в приуготовлении не есть пояснять свои понятия, но затемнять их, не есть вводить слушателя в материю, но влещи его туда силой (М. М. Сперанский).

[28]Ср. по мере известных понятий «в силу бытующих представлений»: […] так и слово человеческое по мере известных человеку понятий, в начале было тесно ограничено и однеми простыми речениями довольствовалось […] (М. В. Ломоносов); введение или приуготовление души к понятиям «введение в иное миропонимание»: Оно есть введение или приуготовление души к тем понятиям, которые оратор ей хочет внушить, или к тем страстям, кои в ней он хочет возбудить (М. М. Сперанский).

-101-

 

2.2. Понятие как процесс понимания

В рамках этого класса понятие употребляетс исключительно в форме единственного числа, причем в двух классах контекстов:

— когда говорят о «внутреннем понятии» в противопоставлении «внешнему выражению»[29]: Всем известно, что наружное слово есть знак внутреннего понятия, которое всем людям, всем народам, еще и всякому человеку есть наиобщественнейшее; но наружные знаки или наружное слово инако, потому что каждый народ на особливые согласился изображени для названия именем той или другой вещи (В. К. Тредиаковский, Слово о богатом, различном, искусном и несходственном витийстве, 1745);

— когда ищут «созвучие образу мыслей кого-либо»: Дело состоит только в том, чтобы найти сходственный понятию слушателей образ выражений; и сей образ всегда бывает наилучший (М. М. Сперанский).

 

2.2.1. Интеллектуальный уровень или осведомленность

Характеризуя уровень понятливости, неохотно прибегали (и прибегают) к форме множественного числа понятия; когда же это происходит, мы имеем дело с метонимическим переносом: об уровне понимания как процесса судят по результатам – по идеям, возникающим или участвующим при понимании.

 

2.2.1.1. Нейтральный уровень

Наиболее частая конструкция со словом понятие в форме единственного числа – для констатации факта понимания – «иметь (какое-либо, ясное, смутное, хотя бы некоторое, ложное, основательное, истинное, совершенное, надлежащее, полное, ученое) понятие»[30].


[29]Поскольку «внешнего» понятия не бывает, словосочетание внутреннее понятие является плеоназмом. Аналогичное верно в это же время и для «внешнего» слова: только значительно позже в философии языка начали противопоставлять внутреннюю речь внешней.

[30]Напр.: Я имел уже смутное понятие, что чахотка какая-то ужасная болезнь (С. Т. Аксаков, Детские годы Багрова-внука); даже валовое понятие – то есть, общее представление: […] и вы будете уже иметь две трети из целого, валового понятия о битве Бородинской (Ф. М. Глинка, Очерки Бородинского сражения); даже просто иметь понятие (без указания чего или о чем) – в значении «обладать большими умственными способностями»: В самом деле, он имел необыкновенное понятие и через несколько месяцев мог читать все церковные книги (Н. М. Карамзин); особо отметим словосочетание иметь темное понятие – то есть, очень отдаленное, приблизительное представление: Прибавь к этому дворцы, палаты, в древнем и новом вкусе, – и будешь иметь, хотя очень темное, понятие об окрестностях Дрездена, великолепному саду подобных (Ф. М. Глинка, Письма русского офицера).

-102-

 

 

Менее частые конструкции:

— поелику понятие может постигать «насколько кто-либо это может себе представить»: […] старался и любил выискивать людей достойных, поелику понятие его могло постигать, но не токмо таких, которых по единому их достоинству облагодетельствовал, но ниже ближних своих любимцев не любил инако производить […] (М. М. Щербатов, О повреждении нравов в России);

— для удобного понятия, т.е. понимания: […] многое изъяснить примерами для удобнейшего мне понятия (А. Т. Болотов, Из записок).

В форме множесвенного числа о понятиях в этом классе контекстов говорят, име в виду обычные, не выдающиеся, но и не плохие способности – или «простые понятия»: […] будь верен своему закону и старайся утверждатьс в вере, которая познается самыми простыми понятиями (Артемий Араратский). Смысл последней фразы: вера доступна даже самым простым умам.

 

2.2.1.2. Уровень средний, ниже среднего или недостаточный

Выражая мысль, что некто не блещет интеллектом, чаще всего говорили, что понимаемое превышает его понятие или понятия:

— превышать понятие: Яблочки эти должны были ужасно действовать на воображение наших предков, видевших беса во всяком орудии, которое превышало их понятие (И. И. Лажечников, Басурман)[31];

— превышать понятия «требовать более высокого уровня способностей нечто понимать»: Я это заметил потому, что иногда предмет разговора превышал мой возраст и мои понятия (С. Т. Аксаков, Детские годы Багрова-внука)[32].


[31]Аналогично этому – восходить выше сил чьего-либо понятия «быть выше чьей-либо способности (в том числе, понимать)»: Ты верен мне, но дело таково / Восходит выше сил понятья моего (А. П. Сумароков, Хорев).

[32]Ср.: превосходить понятия: […] он не вмешивался ни в какие разговоры и суждения, которых предмет превосходил его понятия (Н. И. Греч, Черная женщина) и быть свыше чьих-либо понятий: Все это было свыше моих понятий (Д. В. Давыдов, Военные записки).

-103-

 

 

За пределами этого случая контексты форм понятие и понятия различаются. Для форм единственного числа самый частый случай – с предикатом не иметь (никакого, ни малейшего, достаточного и т.п.) понятия[33]. Иногда не иметь понятия означает просто «не понимать в данном конкретном случае»[34], а иногда – «не уметь»[35]. Усилительные конструкции и понятия не иметь «даже не быть в состоянии подумать о том, чтобы что-либо сделать» (сегодня: «и в мыслях не иметь»)[36], без малейшего понятия[37], лишенный какого-либо понятия[38] также выражают эту мысль отсутствия представления-понимания, а не какого-либо конкретного понятия- концепта.

Именно понятие-понимание имеется в виду, когда говорят:

— о пассивной (ленивой) ментальности[39], неясности[40],

— о том, что нечто чуждо для понятия[41], то есть с трудом может быть представлено,

— о том, что некто нетверд в понятии, т.е. нетвердо нечто себе представляет[42],


[33]Напр.: Не видав доноса, он не мог иметь понятия о драгоценных тайнах, в нем заключавшихся (И. И. Лажечников, Ледяной дом).

[34]Напр.: Тут-то нагляделись мы с сестрой и наслушались того, о чем до сих пор понятия не имели и что, по счастью, понять не могли (С. Т. Аксаков, Детские годы Багрова-внука).

[35]Напр.: Кто силе уступать при нужде не умеет, / В развратном мире жить понять не имеет (А. П. Сумароков, Димитрий Самозванец).

[36]Ср.: Привозили еще и виноград в патоке, а свежего и понятия не имели привозить, ибо оный уже на моей памяти в царствование императрицы Елисаветы Петровны, тщаниями Ивана Антоныча Черкасова, кабинет-министра, начал свежей привозиться (М. М. Щербатов, О повреждении нравов в России); А более всего сохраняло от сластолюбия, что ниже имели понятия о перемене мод, но, что деды нашивали, то и внучаты, не почитаясь староманерными, носили и употребляли (там же).

[37]Напр.: Жизненные потребности всякого рода исправляют они без малейшего поняти не только о законе, но даже и благопристойности (В. Т. Нарежный, Бурсак).

[38]Напр.: Великое множество их, вовсе полумертвых, шатаясь толпами или брод поодиночке, лишены были всех чувств и всякого понятия (Ф. М. Глинка, Письма русского офицера).

[39]Напр.: Это шпоры ленивому понятию черни… (Н. М. Коншин, Граф Обоянский, или Смоленск в 1812 году).

[40]Напр.: Со обоих (sic!) сторон понятием неясным / Покрыт, иду путем, со мною несогласным (М. В. Ломоносов, Стихотворные произведения).

[41]Напр.: Так сия наполеоновская форма законов чужда для понятия русских (Н. М. Карамзин, Записка о древней и новой России).

[42]Напр.: Он до такой степени был нетверд в понятии о свойствах языка, что для него слово, оборот речи и самая метафора, все это, и фигуры, и тропы, принадлежали самому языку (М. А. Дмитриев, Мелочи).

-104-

 

— о «непонятии» (сегодня сказали бы: о непонимании)[43],

— о том, что чей-либо ум тесен для того, чтобы вместить в себя понимание[44].

У формы множественного числа контекстов меньше:

— понимаемое находится в рамках ограниченного предела понятий[45] или за их пределами[46];

— понятия странны, дики[47] или слабы[48];

— в понятиях имеются ошибки[49].

 

2.2.1.3. Высокий уровень

Для характеристики большой сообразительности запас выражений беден для обеих форм. Для формы понятие имеем:

— понятие как синоним высокой понятливости[50];

— идею нетяжеловесности: тонкое[51], ясное[52] или острое[53] понятие.


[43]Ср.: В воздвижении великолепных зданий к расточению нередко присовокуплялося и непонятие о истинном искусстве (А. Н. Радищев, Путешествие из Петербурга в Москву).

[44]Напр.: К понятию ея ума пределы тесны, / Но действа божества в творении известны (А. П. Сумароков, Димитрий Самозванец).

[45]Напр.: Умеряя глас трубы Пиндаровой, на ней же он воспел бренность человека и близкий предел его понятий (А. Н. Радищев, Путешествие из Петербурга в Москву); ср.: […] зато во всем другом нашла она такую ограниченность понятий, такую мелочность интересов […] (С. Т. Аксаков, Семейная хроника).

[46]Ср.: […] не по масштабу государства, коего военная сила, средства и местность, и поныне находясь за пределами понятий и расчетов их, столь резко разнствуют с другими государствами (Д. В. Давыдов, Военные записки).

[47]Напр.: Имея о нраве войны самые дикие понятия, я воображал, что с нами будет невесть что (Н. И. Греч, Черная женщина).

[48]Ср. расслабление понятий: […] одна чужая литература, особенно же французская, красивая, легкая, неглубокая, ведет к расслаблению понятий и к односторонности […] (М. А. Дмитриев, Мелочи).

[49]Напр.: Подобные ошибки в коренных государственных понятиях едва ли извинительны (Н. М. Карамзин, Записка о древней и новой России).

[50]Напр.: Чему дивиться более; разуму ли учителя или понятию учеников? (Н. М. Карамзин).

[51]Ср.: Madame, ты меня восхищаешь; ты, я вижу, такое же тонкое понятие имеешь о сердце, как я о разуме (Д. И. Фонвизин, Бригадир).

[52]Напр.: С детской откровенностию милого ребенка она высказывала мне все, что приходило ей в голову, и часто удивляла меня своим незатейливым, но ясным и верным понятием о свете (М. Н. Загоскин, Рославлев, или Русские в 1812 году).

[53]Напр.: Я несколько раз имел случай удивляться острому понятию женщин, которое Лафатер называет чувством истины (Н. М. Карамзин, Стихотворения).

-105-

 

 

Для формы понятия список еще короче: это указание на то, что некто вышел за пределы понятий – вширь[54] или ввысь[55].

 

2.2.3. Использование понятия

Эта группа употреблений связана с высказываниями, в которых мыслительный процесс метафорически представляется действие над набором идей. Этим идеям следуют, в их терминах нечто осмысляют, в них, как в зеркале, пытаются увидеть действительность и т.д. Только один вид контекста роднит слова понятие и понятия в рамках этой группы:

— в понятии: […] мы называли их обычаи погаными […], соединяя их в нашем понятии с ненавистным зловерием (Н. М. Карамзин, История государства росс., т.1-12);

— в понятиях: В этих воплях и заклятьях / Есть таинственный язык; / Но, в земных своих понятьях, / Кто из смертных их проник? (П. А. Вяземский).

Группа в понятиях является, по-видимому, «дистрибутивом»: речь идет о том, что у каждого из смертных свое понятие, не обязательно совпадающее с понятиями других людей. Исключительно в форме единственного числа употребляется понятие в конструкции по понятию, т.е., «по убеждению», также допускающая «дистрибутивное» употребление (каждый по своим понятиям, а не по общим для всех):

— по понятию «по представлениям кого-либо, в глазах кого- либо»: Кобза, по понятию козаков, выдумана самим Богом и его святыми, и отчего она и была у них в такой чести (Д. И. Яворницкий, Лыцарство);

— по прямому понятию «на первый взгляд»: Простому сердцу не понятна новая, филантропическая логика войны: враг царя, человек, несущий смерть нашим детям, наполняющим ряды защитников оскорбляемой родины, по прямому понятию кажетс злодеем, которому доверять безрассудно (Н. М. Коншин, Граф Обоянский, или Смоленск в 1812 году).

В остальных случаях формы единственного и множественного числа взаимозаменимы, причем не обязательно с добавлением идеи дистрибутивности:

— излагать понятие: После такого вступления Вассиан излагает понятие об иноческом житии как подражании ангельскому […] (Макарий, История русской церкви);

 


[54]Напр.: я был воспитан в Англии; жил долго в Вене, в Гамбурге, а потому и не удивительно, что понятия мои выходят за предел того тесного круга, которым люди моего сослови по большей части ограничивают свое образование (Н. М. Коншин, Граф Обоянский, или Смоленск в 1812 году).

[55]Напр.: […] не успел еще тогда возвыситься над этими застарелыми понятиями и утвердиться в истинах Евангелия (Макарий, История русской церкви).

-106-

 

 

— отражаться в одном понятии «представляться как одна сущность»: Собрание многих видов вместе часто представляетс уму нашему в одном понятии и имеет для того одно нарицательное имя, которое собирательным называется (М. В. Ломоносов);

— подходить к понятию ближе «лучше характеризовать представление»: Сие слово [батыр …] как названием так и смыслом ближе к понятию богатыря подходит (Г. Глинка, Древн религия славян, 1804);

— распространить понятие на что-либо: Если понятие закона распространить на все постановления без изъятия (М. М. Сперанский, Введение к уложению государственных законов);

— следовать понятию: […] там, следуя общему человеческому понятию, нельзя искать нравственного совершенства (Н. М. Карамзин);

— соединенное понятие «ассоциированное представление»: И не преобразили ли греки своего в существо грозное, когда поляне имя и соединенное с ним понятие живохранителя и животодавца сберегли? (Г. Глинка, Древняя религия славян, 1804);

— стеснить понятие «применить в узком числе случаев»: Если, напротив, понятие закона так стеснить, чтобы оно относилось только к одним самым общим положениям […] (М. М. Сперанский, Введение к уложению государственных законов).

И, наоборот, в форму единственного числа можно перевести следующие предложения:

— вводить понятия «оживлять (речь) образами»: Бросайте черты легкие, вводите понятия ясные, предлагайте их слогом текучим, ступайте иногда по цветам, но всегда озирайтесь, идет ли за вами ваш слушатель (М. М. Сперанский);

— выражать понятия: Какая польза, что в арабском языке некоторые телесные вещи, например меч и плев, имеют пятьсот имен, когда он не выражает никаких тонких нравственных понятий и чувств? (Н. М. Карамзин, Избр. статьи и письма);

— господствуют понятия: Суеверие и нелепые понятия о случаях естественных господствовали в умах (Н. М. Карамзин, История государства росс., т.1-12);

— действие понятий: Здесь видим успех нравственности и действие лучших гражданских понятий (Н. М. Карамзин, Истори государства росс., т.1-12);

— извлечь из понятий: Петр Великий […] ведал, что законы народа должны быть извлечены из его собственных понятий, нравов, обыкновений, местных обстоятельств (Н. М. Карамзин, Записка о древней и новой России);

-107-

 

 

-— лицеобразовать из понятий: Вот картина, показывающая что славянское баснобожие было рассудительное, боги же их из отвлеченных понятий были лицеобразованы, и притом часто остроумно и всегда верно (Г. Глинка, Древняя религия славян, 1804);

— оправдываться понятиями: […] это оправдывалось их понятиями о войне, было согласно с законами мирное время (Макарий, История русской церкви);

- прилагать понятия к какому-либо случаю: Прилагая тогда мои понятия к настоящему случаю, я говорил Параше и Евсеичу: «Как же тетеньке выйти замуж за Рожнова?» (С. Т. Аксаков, Детские годы Багрова-внука);

— применять истину понятий: […] они дерзнули говорить откровенно, утверждая мнимую истину своих понятий о Вере […] (Н. М. Карамзин, История государства росс., т.1-12);

— приспособиться / быть приспособленным к понятиям: […] благоразумно приспособляться в своих уроках к силам и понятиям каждого (Макарий, История русской церкви);

— силой своих понятий взглянуть «с точки зрения своей жизненной позиции»: Он взглянул на искусителя всею силою своих понятий… (И. И. Лажечников, Басурман);

— согласный с понятиями, «согласное» с ними делать: Отечество […] возвеличилось приобретениями и вновь образовалось в гражданском порядке, творя, обновляя и делая только необходимое, согласное с понятиями народными и ближайшее к существующему (Н. М. Карамзин, Записка о древней и новой России);

— сообразность с понятиями: Равно и резкий ответ им Владимира о вине для Руси совершенно сообразен с тогдашними понятиями и обстоятельствами и мог буквально переходить из уст в уста и сохраниться до преподобного Нестора (Макарий, Истори русской церкви);

— сцепляющиеся понятия «соотнесенные представления»: Красота, любовь, брак, замужество, деторождение суть у всех человеков понятия и действия сцепляющиеся (Г. Глинка, Древн религия славян, 1804);

— тайные понятия: От христианской веры, в которой она родилась, остались у ней тайные понятия и золотой крест на груди (И. И. Лажечников, Ледяной дом); тайные понятия залегли в сердце: Какие ж тайные понятья / Так в сердце русском залегли, / Что простираются объятья, / Когда белеешь ты вдали? (Г. Р. Державин, Гимн лиро-эпический на прогнание французов из Отечества); тайных понятий нет (то есть, их не осталось больше): Где в двух сердцах нет тайного сродства, / Поверья общего, сочувствия, понятья, / Там холодны любви права, / Там холодны любви объятья! (П. А. Вяземский).

-108-

 

 

2.2.4. Становление и расширение понятия

Для этой группы контекстов в значительном числе случаев формы единственного и множественного числа взаимозаменимы, об этом свидетельствует материал реально зафиксированных предложений. А именно, как понятие, так и понятия можно:

— получить (например, получить настоящее, точное, достаточное, живое, полное, подробное, ближайшее понятие «достоверно нечто узнать, получить полное представление»)[56] или почерпнуть[57];

— предлагать/предложить[58].

Сообщить понятие – значит «высказать свое мнение»[59]. Однако в случае формы множественного числа – сообщить понятия – речь идет не о частном мнении по частному поводу, а часто о глобальных истинах, ср.: сообщать понятия «высказать свои мысли»[60] и сообщить кому-либо (первые, нравственные, непостижимые или иные) понятия – «привить новые взгляды»[61].

Наконец, когда говорят о развитии понятия[62], имеют в виду развитии оперативных («левополушарных») способностей человека, а говор

 


[56]Напр.: Живя в городе, я, конечно, не мог получить настоящего понятия, что такое осень в деревне (С. Т. Аксаков, Детские годы Багрова-внука); и получить первые понятия: […] Владимир, получивший первые понятия о христианстве еще в детстве от бабки своей Ольги […] (Макарий, История русской церкви).

[57]Ср.: А как и самое название греческого Зевса или Юпитера производят от греческого слова жизни, то не почерпнули оба народа первоначальные понятия о сих существах из одного начала? (Г. Глинка, Древняя религия славян, 1804); ср.: […] не почерпнули оба народа первоначальные понятия о сих существах из одного начала? (там же).

[58]Напр.: Следуя сему правилу, доколе силы разума не были в вас действующи, не предлагал я вам понятия о всевышнем существе и еще менее об откровении (А. Н. Радищев, Путешествие из Петербурга в Москву); ср. предложить связь понятий: Когда же я узрел, – что вы в суждениях ваших вождаетесь рассудком, то предложил вам связь понятий, ведущих к познанию бога (там же);

[59]Напр.: Они сообщили мне весьма худое понятие о парижских дамах, сказав, что […] (Н. М. Карамзин).

[60]Напр.: Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому (М. В. Ломоносов).

[61]Софья Николавна […] старалась своими разговорами сообщать ему те нравственные понятия, которых у него недоставало, уяснять и развивать то, что он чувствовал и понимал темно, бессознательно, и уничтожать такие мысли, которые забрались ему в голову от окружающих его людей (С. Т. Аксаков, Семейна хроника).

[62]Напр.: Говорящая корпусная садовая стена, на которой граф Ангальт начертал всю область мысли человеческой, споспешествовала, при удобном случае, к быстрому развитию понятия, не загнанного школьными указками (С.Н.Глинка, Из записок о 1812 годе).

-109-

 

о развитии понятий[63] – обогащение запаса знаний («правополушарных»).

Вряд ли удачна форма множественного числа и в следующих двух типах контекстов:

- дать (какое-либо, лучшее, ясное, яснейшее, удовлетворительное, живейшее, краткое, близкое, хотя бы слабое и т.п.) понятие о чем-либо – значит, научить чему-либо или описать кому-либо нечто[64]. Вряд правильно сказать в этом же смысле «дать краткие понятия» и т.п. Особенно же типичный случай – когда дают верное понятие о чем- либо[65];

— для лучшего понятия «чтобы лучше понять»[66].

Но за пределами этих случаев гораздо чаще говорят о развитии многих понятий, чем одного понятия. А именно, говорят, что:

— понятие появляется в чьем-либо индивидуальном или коллективном сознании: понятие образуется[67], составляетс само по себе[68] или его составляют[69],


[63]Напр.: […] находить неизъяснимую прелесть в трудах ума, в развитии понятий, в живописи чувств, в украшении языка (Н. М. Карамзин).

[64]Напр.: […] я хотел это выполнить каким-то особенным, размеренным языком, о котором дал мне понятие один английский купец […] (И. И. Лажечников, Последний Новик).

[65]Ср.: […] а посему описание его дома не может дать верного понятия об образе жизни тогдашних русских бояр (М. Н. Загоскин, Юрий Милославский, или русские в 1612 году); ср. также «дать сколь возможно более понятия» (сегодня, впрочем, вряд ли вообще допустимое): Чтоб дать сколь возможно более понятия о его местоположении, мы скажем только, что он находился верстах в двадцати от большой дороги и почти столько же от берегов Оки (там же).

[66]Напр.: […] и пользуясь дозволением его, не уставал его то о том, то о другом, для лучшего понятия себе, расспрашивать (А. Т. Болотов, Из записок).

[67]Напр.: Но если действие стихов Ломоносова могло размашистый сделать шаг в образовании стихотворческого понятия его современников, красноречие его чувствительного или явного ударения не сделало (А. Н. Радищев, Путешествие из Петербурга в Москву).

[68]Напр.: Хотя Николай Федорыч почти не знал жениха, но у старика как-то составилось понятие о нем как о человеке самом ничтожном (С. Т. Аксаков, Семейная хроника).

[69]Имеем: составить (себе) кое-какое (довольно ясное, сколько-нибудь ясное, определенное, общее, надлежащее, приблизительное, подробное, раздельное, довольно верное и т.п.) понятие (о чем-либо) – прийти к мысли: Я и прежде составил себе понятие, что Прасковья Ивановна – какая-то сила, повелительница, нечто вроде покойной государыни, а теперь еще больше утвердился в моих мыслях (С. Т. Аксаков, Детские годы Багрова-внука).

-110-

 

заимствуется[70], усваиваетс и «получает права гражданства»[71], «внушается»[72], кто-либо возбуждает его в ком-либо[73], кто-либо подает понятие[74];

— понятие видоизменяется: дополняется[75], изостряетс и украшается[76], расщепляетс («раздваивается»)[77].

Во многих предложениях понятие и понятия взаимозаменимы – не всегда в том же значении, а иногда лишь при изменении видовой формы глагола:

— водворять понятия в свое понятие (то есть, в свое сознание): Если бы силы мои достаточны были, представил бы я, как постепенно великий муж водворял в понятие свое понятия чуждые […] (А. Н. Радищев, Путешествие из Петербурга в Москву);

— возвышение понятий: […] до такой степени сделались у нас строгими к распутной жизни и возвысились понятия о святости брачного союза! (Макарий, История русской церкви);

— впечатлевать понятия: он [язык] служит первым училищем для юной души, незаметно, но тем сильнее впечатлевая в ней понятия, на коих основываются самые глубокомысленные науки (Н. М. Карамзин);

— зерцало понятий «описание, отражение понятий для кого- либо»: […] написали книгу, которая будет всегда любопытною, доколе стоит наше


[70]Напр.: Готфы заимствовали от Славян понятие о сей богине и что она же именовалась Сивою (Н. М. Карамзин, История государства росс., т.1-12).

[71]Напр.: Прежде мореплавания самая даже мысль не смела нестись далее столпов Геркулесовых и всякий раз смиренно ложилась к их подножию, ныне всякое новое изобретение, мысль, чувствование, понятие обтекают кругом целый свет, сообщаются, усвоиваются и получают право гражданства везде, куда только ветры могут занести отважного человека (Н. А. Бестужев, Об удовольствиях на море).

[72]Напр.: Степень их нравственного образования, внушая более очищенное понятие о честности, развивает в общежитии добросовестность, которая и передается уже наследственно, от поколения поколению (Н. М. Коншин, Граф Обоянский, или Смоленск в 1812 году).

[73]Ср. возбуждать понятие в ком-либо о чем-либо «наводить кого-либо на мысль о чем-либо»: Когда один другому мысли свои сообщает, возбуждает в нем понятие о третием, о ком или о чем он мыслит (М. В. Ломоносов).

[74]Ср.: подать первейшее понятие «первым сообщить»: […] и он-то подал мне об ней первейшее понятие (А. Т. Болотов, Из записок).

[75]Напр.: Откуда могут они дополнить понятие (М. М. Сперанский).

[76]Напр.: Рожденный от человека, который не мог дать ему воспитания, дабы посредством оного понятие его изострилося и украсилося полезными и приятными знаниями (А. Н. Радищев, Путешествие из Петербурга в Москву).

[77]Напр.: Самое лучшее из них, самое значительнейшее обнимает только половину сей системы, а другую оставляет в уме и, таким образом раздвоив понятие, отъемлет половину его силы и подрывает смысл (М. М. Сперанский).

-111-

 

отечество: ибо она есть верное зерцало нравов и понятий века (Н. М. Карамзин, История государства росс., т.1-12);

— извлекать понятия из чего-либо: Все понятия о военном ремесле извлекал он из опытов (А. П. Ермолов, Записки);

— изменить понятия: Достойное замечания, что Летописцы сего времени нимало ни винят убийцы, осуждая безрассудность убитого: столь рабство изменяет понятия людей о чести и справедливости! (Н. М. Карамзин, История государства росс., т.1- 12);

— изъяснить свои понятия кому-либо «передать свои знания, чувства, мнения другому»: Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому […] (М. В. Ломоносов); в форме единственного числа, впрочем, речь пойдет об ином;

— обогащаться новыми понятиями: Обогащенный многими новыми понятиями и чувствами […] (С. Т. Аксаков, Детские годы Багрова-внука);

— оставлять ложные понятия: […] и начинает уже оставлять свои прежние ложные понятия о римлянах благодаря постоянным сношениям с ними и почти ежедневным разговорам о разницах того и другого исповедания (Макарий, История русской церкви);

— передать понятия в чужой язык: Он жемчуг польского наречья, / Его понять без увечья / В другой язык не передашь, / Как в словарях других не рыться[78] (П. А. Вяземский);

— перемена понятий о ком-либо «изменение мнения»: Добрый староста очень был рад перемене понятия обо мне жителей (Артемий Араратский);

— подвинуться вперед в чистых понятиях: Итак, мы стали богаче произведениями литературы; но не подвинулись нисколько вперед в чистых понятиях о литературе: они нынче у нас условные, подчиненные времени, как мода (М. А. Дмитриев, Мелочи);

— поколебаться в прежних понятиях: […] тогда неудивительно, если и некоторые из архиереев могли поколебаться в своих прежних понятиях о нем и признать его за истинного царевича […] (Макарий, История русской церкви);

— принести новые понятия: И этот день принес мне новые, неизвестные прежде понятия и заставил меня перечувствовать неиспытанные мною чувства (С. Т. Аксаков, Детские годы Багрова- внука);

— приобрести новые (гражданские и т.п.) понятия: Кемский, посещая дельцов и значительных людей, слушал, скрепив сердце, нелепые толки, странные


[78]Продолжение этой замечательной мысли о непереводимости одного польского глагола – своеобразной теории языковой относительности – звучит так: Faire la cour и волочиться / Смешно напоминает блажь / Маркизов чопорного века, / Иль заставляет заключить, / Что волокита должен быть / Или подагрик иль калека (П. А. Вяземский, Станция: (Глава из путешествия в стихах; писана 1825 года).

-112-

 

правила, кривые суждения, но не приобрел новых понятий о людях: они были все те же (Н. И. Греч, Черная женщина);

— приращение понятий «увеличение знаний и представлений»: […] но с приращением понятий [слово] и само помалу умножилось, что происходило произвождением и сложением (М. В. Ломоносов);

— приучить к твердым понятиям: Ибо упругость духа вольности, перехода в изображение речи, приучит и разум к твердым понятиям, столь во всяких Правлениях нужным (А. Н. Радищев, Путешествие из Петербурга в Москву);

— просветить чистыми понятиями: Книга, которой самое назначение – рассеять мрак языческих заблуждений, освободить людей от вековых предрассудков и просветить всех самыми чистыми понятиями о Боге, мире и человеке (Макарий, История русской церкви);

— распространение (правых и т.п.) понятий – то есть, взглядов: О миссионерстве, как в чужих краях, о распространении нравственно-религиозных понятий в народе, не было и помину (И. И. Лажечников, Как я знал М.Л.Магницкого); […] ревнуя о благоустроении церковного клира, искоренении в народе суеверий и распространении правых понятий о вере (Макарий, Истори русской церкви);

— расширить понятия или круг понятий: Благодетельна судьба скоро послала мне неожиданное новое наслаждение, которое произвело на меня сильнейшее впечатление и много расширило тогдашний круг моих понятий (С. Т. Аксаков, Детские годы Багрова- внука);

— рождаются понятия «возникают мысли»: От этого родились понятия утешительные для воинов (Ф. М. Глинка, Письма русского офицера);

— сближение в понятиях: Между греческими императорами и русскими князьями существовали даже письменные сношения, которые могли служить новым поводом для их подданных к теснейшему сближению в самых понятиях религиозных (Макарий, Истори русской церкви);

— сокровенными содержать понятия «не выражать свои мнения»: […] человеческом знания, которые весьма бы тесно ограничены были, если бы каждый человек воображенные себе способом чувств понятия только в собственном своем уме содержал сокровенны (М. В. Ломоносов);

— сохраняются истинные понятия: Исполняя также волю сей монархини, он издал «Русские пословицы», в которых сохранились драгоценные остатки ума наших предков, их истинные понятия о добре и мудрые правила жизни (Н. М. КАРАМЗИН, О Богдановиче и его сочинениях);

— усвоить понятия: Познанием чуждого языка становимся мы гражданами то области, где он употребляется, собеседуем с жившими за многие тысячи веков, усвояем их понятия (А. Н. Радищев, Путешествие из Петербурга в Москву);

-113-

 

— уступить место другим понятиям «мнения меняются»: Но поняти мечтательные уступили место существенности, очарование исчезло, а войны продолжались, и воины желали быть успокоенными на той земле, которую защищали утратою здоровь и членов своих (Ф. М. Глинка, Письма русского офицера);

— утверждать понятия: Мы несравненно богатее древних идеями и знанием человеческого сердца; однако ж не истощили нравственных наблюдений и не всеми известными воспользовались дл утверждения своих понятий о человеке и способах счастия […] (Н. М. Карамзин, Избр. статьи и письма);

— уясняются понятия: […] тогда это учение было еще очень ново и что для точного выражения его еще не уяснились понятия, не выработался язык, не установилась терминология (Макарий, История русской церкви);

— яснее делаться: […] понятия людей о сем важном предмете гражданства сделались яснее, основательнее (Н. М. Карамзин, История государства росс., т.1-12).

Для случаев собирать и умножать в значении «коллекционировать» такой перифраз недопустим, поскольку предикат предполагает наличие многих предметов[79].

 

 

2.2.5. Общая (не обязательно интеллектуальная) оценка

В этих контекстах сегодня вряд ли вообще употребляется слово понятие. При этом понятие в форме единственного числа сочетается чаще всего с идеей «выгоды»[80], утонченности[81] и «высоты/низости», напр.: высокое понятие


[79]Ср.: собирать понятия: Таким образом, собирает он бесчисленные идеи или чувственные понятия, которые суть не что иное, как непосредственное отражение предметов, и которые носятся сначала в душе его без всякого порядка (Н. М. Карамзин); умножать свои понятия: […] и кафры стараются умножать свои понятия (Н. М. Карамзин).

[80]Ср.: выгодное понятие давать «давать благоприятное представление о чем- либо»: Таким образом, одно занимает ее без усталости, а другое дает ей выгодное понятие о пространстве ее способностей, и все вместе ее ласкает (М. М. Сперанский); выгодное понятие составить «заведомо благоприятное представление о ком-либо»: Она составила себе о нем предварительно выгодное понятие; грубоватая наружность свекра с первого взгляда испугала ее, но скоро она прочла в его разумных глазах и добродушной улыбке, услыхала в голосе, что у этого старика много чувства, что он сердечно расположен к ней, что он готов полюбить, что он полюбит ее (С. Т. Аксаков, Семейная хроника).

[81]Напр., тонкое и возвышенное понятие «представление какого-либо предмета в престижном и выгодном свете»: Сие пособие тем для него бывает необходимее, чем тонее и возвышеннее его понятие, чем сильнее мысли и чем вернейшего и обширнейшего требуют они выражения (М. М. Сперанский).

-114-

в ком-либо возбуждать[82]: […] еще более возбуждать в ханах то высокое понятие о силе молитв наших святителей, которое высказывается в ханских ярлыках им (Макарий, История русской церкви)[83].

В форме же множественного числа понятия допускают большее разнообразие оценок:

— положительная оценка формулируется в образах пространствнных или цветовых характеристик: как указание на то, что в рамках целого мира понятий общая величина (размеры) кого-либо очень велики[84], некто возвышен сам[85] или обладает возвышенными[86] или светлыми[87] понятиями;

— отрицательная оценка выглядит как указание на отклонение мыслей человека от «магистральной линии»[88];

 


[82]В этом смысле русское понятие сходно с испанским concepto, также бывающим «высоким»; напр.: La alteza de sus conceptos, то есть "высота (возвышенность) понятий" символизирует благородство помыслов. Такое употребление встречаем еще в языке эпохи Сервантеса: En resolución, todos los poetas antiguos escribieron en la lengua que mamaron en la leche, y no fueron a buscar las extranjeras para declarar la alteza de sus conceptos (Miguel de Cervantes Saavedra, Don Quijote de la Mancha).

[83]Ср.: высокое понятие о чести иметь «быть высокочестным»: Одоардо был в таких же обстоятельствах, как и несчастный римлянин; имел такой же великий дух, гордую чувствительность и высокое понятие о чести (Н. М. Карамзин); невысокое понятие выразить: […] он ясно выразил свое очень невысокое понятие об этой книге, говоря […] (Макарий, История русской церкви).

[84]великим в понятиях быть: Оба философа хотели создать мир, подобно как Александр хотел завоевать его; оба бессмертны, оба велики в понятиях своих о натуре (Н. М. Карамзин).

[85]Ср.: возвыситься или возвысить в чьих-либо понятиях: Вследствие всего этого Русский первосвятитель возвысился и в понятиях всех сынов подведомой ему Церкви […] (Макарий, История русской церкви).

[86]Ср.: возвышенные понятия иметь «иметь хороший вкус»: Теперь верю, что жители высоких гор должны иметь мысли и понятия возвышенные (Ф. М. Глинка, Письма русского офицера); нежные, романтические понятия иметь о ком-либо: имел я о ней самые нежные, романтические понятия (А. Т. Болотов, Из записок).

[87]Напр.: Мне, уже состарившемуся в старых, по несравненно более светлых понятиях, не удастся видеть эпоху возрождения России (Д. В. Давыдов, Военные записки).

[88]Ср.: извращены понятия: […] до того извращены были существовавшею практикою понятия православных о церковной власти короля и так мало признавалась ими власть митрополита (Макарий, История русской церкви); по своим (в частности, превратным) понятиям судить: Пусть порочный свет судит о тебе по своим превратным понятиям (Н. И. Греч, Черная женщина); иногда судить или судя опускаются: Своими руками убьет воина, который оберет пленника, и готов сына убить, если б он посягнул на дело, по его понятиям, низкое (И. И. Лажечников, Басурман); развращенный в своих понятиях «обладающий неправильными представлениями»: Ты входишь теперь в свет, где первый шаг решит часто судьбу целой жизни, где всего чаще первая встреча бывает: умы, развращенные в своих понятиях, сердца, развращенные в своих чувствиях (Д. И. Фонвизин, Недоросль).

-115-

 

 

— адекватность оценки подается в терминах справедливости, ср.: несправедливые понятия – […] и столь несправедливы / Понятия об нем! (Н. М. Карамзин, Стихотворения).

 

2.2.6. Понятия противоречат друг другу

Характеристика отношений между разными понятиями как идеями предполагает форму множественного числа понятия, тогда упоминают:

— смешение[89], когда понятия «сбиваются», перемешиваются[90], путаютс сами (вместо одних употребляются другие)[91] или некто путается в них[92];

— противоречие, когда некоторая идея противоречит стандартным понятиям[93] или сфере понятий[94], вступа с ними в столкновение[95];


[89]Напр.: […] не приведет его в движение и не расположит предметы родственно природе их, все представит тогда одно только безобразное смешение понятий, покрытое глубоким мраком (М. М. Сперанский).

[90]Напр.: Все это сбило, перемешало мои темные дотоле понятия (Н. И. Греч, Черная женщина).

[91]Ср: Мысль о смерти матери не входила мне в голову, и я думаю, что мои поняти стали путаться и что это было началом какого-то помешательства (С. Т. Аксаков, Детские годы Багрова-внука).

[92]Ср. спутаться в своих понятиях: Я еще больше спутался в моих понятиях и долго оставался в совершенном недоумении: добрая или не совсем добрая Прасковь Ивановна? (С. Т. Аксаков, Детские годы Багрова-внука).

[93]Напр., противоречит здравым понятиям: Конечно, такое опасение могло родитьс из рассказов о покойниках, об окоченелости их членов, но всё странно противоречит оно моим тогдашним, здравым уже понятиям об иных предметах (С. Т. Аксаков, Детские годы Багрова-внука); ср.: Не требуйте даров противу естества, / Против согласия рассудка, / Противу разума, противу всех понятий (А. П. Сумароков).

[94]Напр.: Мысль о самоубийстве, без сомнения, была почерпнута из какого- нибудь романа: она совершенно противоречит характеру Алексея Степаныча, его взгляду на жизнь и сфере понятий, в которых он родился, воспитался и жил (С. Т. Аксаков, Семейная хроника).

[95]Напр.: Целая жизнь, долгая жизнь с мужем-неровней, которого она при всей любви не может вполне уважать, беспрестанное столкновение совсем различных понятий, противоположных свойств, наконец, частое непонимание друг друга… (С. Т. Аксаков, Семейная хроника).

-116-

 

— разнородность[96], или раздельность[97] понятий.

3. Заключение

Дальнейшей истории слова понятие в 19-21 вв. связана с драматическими изменениями описанной выше системы (допушкинской эпохи), довольно прозрачной самой по себе, но разительно отличающйся по употреблению слов с тем же значением от западноевропейских языков, см. [Демьянков 2001].

Об отсутствии устоявшихся стандартов речи о понятиях свидетельствует то обстоятельство, что каждое словосочетание со словом понятие (или понятия) употребляется чуть ли не единственный раз, количество таких словосочетаний сравнительно велико, и большинство из них сегодня уже не употребляется. Это говорит о «творческом поиске» в употреблении данных лексем: поскольку стандарты речи о понятиях еще не сложились, каждый автор вынужден экспериментировать, употребляет эти слова на свой страх и риск.

Эпохе «стандартизации» речи о понятиях – XIX в. – и более позднему времени – будет посвящена следующая работа, охватывающая значительно больший материал.

Литература:

Даль 1863—1866 — Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Спб., 1863—1866.

Демьянков 2001 — Демьянков В. З. ‘Понятие’ и ‘концепт’ в художественной литературе и в научном языке // Вопросы филологии. М., 2001. № 1.

Демьянков 2005 — Демьянков В. З. Когниция и понимание текста // Вопр. когнитивной лингвистики. М.; Тамбов, 2005. № 3.

Ефремова 2000 — Ефремова Т. Ф. (ред.) Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М., 2000.

Ожегов, Шведова 1992 — Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.

Потапова, Потапов 2006 — Потапова Р. К., Потапов В. В. Язык, речь, личность. М., 2006.

Ушаков 1935—1940 — Ушаков Д. Н. (ред.) Толковый словарь русского языка. М., 1935—1940.

 


[96]Напр.: Но, как скоро понятия будут разнородные, их образы не будут лежать близко и связь между ними будет не столь крепка и естественна (М. М. Сперанский).

[97]Напр.: Нельзя сказать, чтобы сочинение нашего государя, так любившего заниматьс религиозными вопросами и прениями, отличалось раздельностию понятий, последовательностию и основательностию […] (Макарий, История русской церкви).