Ю. С. Степанов, В. З. Демьянков
Философия языка
This page copyright © 2020 V.Dem'jankov.
http://www.infolex.ru
Электронная версия статьи:
Ю. С. Степанов, В. З. Демьянков
Философия языка
// Современная западная философия: Словарь. М.: Изд-во политической литературы, 1991. С. 345–347.
NB!!! Раздел "Литература" к данной статье включал библиографическое описание работ
упоминаемых авторов, но был значительно сокращен редакторами из-за несоответствия
стандартам данного энциклопедического издания.
-345-
ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА – взгляд на
язык, при к-ром филос. положения
используются для объяснения
наиболее общих законов языка, а данные
языка, в свою очередь, – для решения
нек-рых филос. проблем, выдвигаемых
конкретным временем. Ф. я. связана
с определенным стилем мышления в
науке и иск-ве и представляет собой
более или менее законченную систему
взглядов, основанную на нек-ром параметpe,
признаваемом ею доминирующим.
Язык при этом понимается не
как тот или иной отдельный, конкретный
национальный язык, а как человеческий
язык вообще, рассматриваемый с т. зр. его общих свойств -
логико-лингвистических параметров.
Исторически можно выделить три осн.
формы Ф. я.: 1) семантическая, или
«философия имени» (от античности до
начала XX в.), кладущая в основу
имя и его отношение к миру в рамках
референциального параметра языка;
2) синтаксическая, или «философия
предиката» (наиболее яркое проявление – в рамках неопозитивистских
концепций), берущая предикат как
ядро суждения (пропозиции) о факте
в качестве пропозициональной функции,
синтаксическим образом отражающей
связь между языковым выражением
и взглядом на мир «усредненного»
(лишенного личностных свойств) носителя
этого языка; 3) прагматическая, или «философия
эгоцентрических слов», или «языковой
прагматики» (поздний логический позитивизм,
Рассел, совр. концепции формальной
прагматики – Р. Монтегю,
Д. Льюис, Хинтикка, М. Крессуэлл
и др.), соотносящая язык с субъектом,
его использующим, и привязывающая все осн. понятия
при анализе логики языка к субъективным
факторам.
Термином «Ф. я.» обозначается также весьма широкая и не
вполне определенная область исследований, находящихся на стыке
философии, логики и языкознания. Осн.
рассматриваемые здесь проблемы: 1)
связь между бытием и сознанием, данным в речевых проявлениях; 2) метод
решения вопросов философии через
анализ употребления терминов, используемых в обыденной речи и в
философии одновременно (таких, как «существование», «мышление»,
«каузация»): 3) выяснение общеметодологических установок, к-рые позволили бы
оценивать с общенаучных позиций
конкретные теории и методы описания языка. В последние годы все
большее внимание привлекает использование категорий философии и
логики для описания языка; напр., понятие времени в той или иной филос.
концепции берется как отправной пункт
для анализа грамматического времени
и для типологии языков, основанной

-346-
на таком анализе; понятие пространства – при анализе средств выражения
пространственных отношений в языках
мира; широко обсуждаются в этом
же аспекте категории пресуппозиции,
фактического суждения, вопроса и проч.
Последний подход играет важную роль
при формализации с целью логико-филос. моделирования языковой
деятельности, особенно в рамках междисциплинарных исследований в области
«искусственного интеллекта», для чего
используются рез-ты, полученные в математической теории моделей и в
логической теории доказательства, разл.
концепции истины (в частности, семантическая концепция Тарского и
концепция «несамопротиворечивости», или логической связности), анализ связей
между языком и метаязыком, анализ
понятий синонимии, аналитичности высказывания (Куайн и др.), выявление
причин иллюзий, порождаемых языком
и речью (Райл), анализ отношений
между денотацией и речевыми актами в рамках общего проекта
«теории речевых актов» (Остин, Стросон.
Дж. Сёрл и др.). Формализация в
рамках Ф. я. последних лет опирается на следующие ведущие идеи:
1) языковое выражение соответствует
истине, если соблюдены определенные
условия его употребления; эти условия пытаются (и пока что весьма
приблизительно) описывать через семантику и прагматику отдельных
языковых элементов, в такое выражение
входящих, с помощью продуктивных
(т. е. справедливых не для одного
конкретного случая, а для бесконечного числа выражений) правил или
принципов; 2) интерпретация целого выражения производна от значения
(интерпретации) частей и от значимости конструкции, в к-рой эти части
соположены (т. наз. «модифицированный принцип Фреге», или принцип
«конструкционной семантики»), но при
этом регулируется глубоко личностными мотивами и принципами (напр.,
формулируемыми как «стратегии интерпретации» в когнитивных моделях
понимания). Эти положения можно рассматривать в логическом смысле как
синтез двух «сквозных» идей Ф. я.,
выделенных В. Н. Волошиновым: «абстрактного объективизма» (Ф. де
Соссюр) и «индивидуалистического субъективизма» (В. фон Гумбольдт,
Г. Штейнталь, К. Фосслер и др.). Первая из них представляет взгляд на
язык как на готовую вещь, передаваемую от одного поколения к другому,
как на устойчивую, неизменную систему нормативно тождественных
языковых форм, преднаходимую индивидуальным сознанием и непререкаемую
для него, ничего общего не имеющую с
художественными, познавательными и
иными ценностями. Вторая же идея, по
Волошинову, выдвигает на первый план
следующие свойства языка: язык есть
деятельность, непрерывный творческий
процесс созидания, осуществляемый индивидуальными речевыми актами;
языковое творчество подчиняется индивидуально-психологическим законам и
аналогично художественному творчеству, язык как готовый продукт,
как устойчивая система (словарь, грамматика, фонетика и проч.) явл. как
бы застывшей лавой языкового творчества, абстрактно конструируемый
лингвистикой в целях практического
научения языку как готовому орудию.
Сходные идеи были выдвинуты в 1930–1940 гг.
в рамках «экзистенциальной
феноменологии» (Мерло-Почти). До
нек-рой степени параллельно этому те
же идеи развивались в Ф. я.
США. Сложившееся в 1970–1980 гг.
направление «интерпретационизма»
ставит на первое место по значи
мости взаимодействие между объективным и субъективным в восприятии
речи (на основе знаний языка и внеязыковой реальности) индивидом с
неповторимыми личностными характеристиками, при учете динамики
как объектов интерпретации, так и
субъекта (пополняющего по ходу интерпретации текста свой багаж знаний и
использующего этот меняющийся багаж
для дальнейшего понимания и переистолкования текста). К этому
направлению могут быть отнесены нек-рые общелингвистические концепции
(напр., генеративная концепция Хомского), разл. модели семантики
«возможных миров», прилагаемые к описанию

-347-
логических свойств естественного языка (грамматика Монтегю,
концепция М. Крессуэлла, «ситуационная
грамматика» Дж. Баруайза, Дж. Перри и Р. Купер),
неогерменевтические концепции, а также концепции
«теории речевых актов» с элементами интерпретационного компонента,
анализ дискурса, или «этнометодологии
речи», и др. Понятие интерпретации
в этих концепциях неоднозначно; оно
используется для того, чтобы моделировать понимание человеком речи,
связей между объектами ( «подаваемыми» в воспринимаемой речи) во
внутр. мире индивида и во внешн.
мире, преломленном психикой субъекта;
интерпретация также призвана моделировать восприятие реальности как
бы глазами др. человека, устанавливая
гармонию (или поддерживая ее) между
текстом и внутр. установками читателя. Анализируя взаимодействие
индивидуального и социального в восприятии, осмыслении и построении
предметов действительности и внутр.
мира человека, совр. Ф. я. как проблемная область оказала сильное
влияние на развитие мн. филос. концепций XX в., а в наст. вр. тесно
соприкасается с когнитивной наукой, с исследованиями в области информатики
и искусственного интеллекта.
Лит.: Хомский Н. Язык и мышление. М.,
1972; Coccюp Ф. де. Труды по языкознанию.
М., 1977; Гумбольдт В. фон. Избранные труды
по языкознанию. М., 1984: Новое в зарубежной
лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. М., 1986.
Степанов Ю. С., Демьянков В. 3.