В.З. Демьянков
Так, к главным задачам средств массовой информации можно отнести:
-изложение событий (не всегда имевших место, но подаваемых как реальные) и
-навязывание (напр., внушение) адресатам определенных оценок этих событий и установок (в частности, ожиданий дальнейшего хода событий).
Все чаще реализуется и другая задача: создание информационного события вокруг самой деятельности средств массовой информации: журналисты и комментаторы берут на себя роль реального (политического) деятеля, а не просто “представляют” зрителям ход событий.
Во всех этих случаях заслуживают внимания языковые средства, с помощью которых событийность создается в произведениях (текстовых, зрительных, звуковых и т.п.) СМИ.
Предлагается концепция, объединяющая следующие два подхода к понятию “событие”:
- чисто онтологический, когда считают, что событие всего лишь описывается или характеризуется высказываниями, существуя самостоятельно, и
- чисто интерпретативный, когда считают, что событие создается только интерпретацией текста или действительности.
В докладе различаются три разновидности понятия “событие”:
- события-идеи; о них говорят как реальных или вымышленных, сосуществующих в пространстве и времени, пересекающихся, полностью или частично накладывающихся друг на друга, противоречащих друг другу и т.п. – как, напр., в версиях причин катастрофы или преступления;
- референтные события –прообразы событий-идей, которые, в свою очередь, дают его интерпретацию; когда говорят, что два события происходят одновременно в одном и том же месте, имеем
-60- два разных события-идеи, но одно референтное событие, рассматриваемое с разных точек;- текстовые события – то, что подается логически или хронологически упорядоченно (в хронологически прямом или обратном порядке) – или без какого-либо видимого порядка, что навязывает очень разные интерпретации референтным событиям и событиям-идеям.
События в тексте выделяют, опираясь на “координаты интерпретации” –вехи, которые устанавливаются самим ходом интерпретации и по отношению к которым выдвигаются гипотезы о смысле текущего отрезка текста. Такие гипотезы подтверждаются или опровергаются по ходу интерпретации последующей речи. К основным координатам событий относятся:
а) подтвержденность (или неподтвержденность) ожиданий относительно дальнейшего изложения,
б) место события среди эпизодов дискурса,
в) пространственно-временная и/или этическая локализация (“точка зрения” и фокус эмпатии) автора текста.
Показывается, как в создании и интерпретации текста используются языковые средства, придающие событиям следующие признаки:
-Статичность vs.динамичность
-Контролируемость vs.неконтролируемость
-Рассмотрение в целостности vs. по фазам
-Моментальность vs.длительность vs.повторительность
-Достигнутость vs.недостигнутость цели
-Степень достоверности
-Ролевые функции участников события
-Известное vs. желательное vs. предпочтительное
-“Способ существования” объектов в событии
-Пространственно-временная локализация
-Квантифицируемость
-Причинная обусловленность vs.спонтанность (“беспричинность”).
Обладая этими характеристиками, событие представляет собой сложное единство –такой комплекс (референтное событие, событие-идея и текстовое событие), который в различных эпизодах интерпретации текста проявляет различные, иногда противоречивые свойства. Этим и объясняется то, что указанные признаки частично перекрывают друг друга. Именно благодаря таким перекрытиям и возможны в интерпретации противоречивые события-идеи, недвусмысленно соотносимые с жестко установленными референтными событиями и связно описываемые в тексте. Кроме того, в разные эпохи и в разных культурах интерпретации указанные признаки обладают различным весом и придают очень разную суггестивность (“внушительность”, весомость и т.п.) тексту.
ћ Электронная версия текста тезисов: Демьянков В.З. Событийность в языке средств массовой информации // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования: Тезисы докладов Международной научной конференции. Москва, филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 25-27 октября 2001 года. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. С.59-60.