В.З.Демьянков. Интерпретация, понимание и лингвистические аспекты их моделирования на ЭВМ (Продолжение)

-24-

1.5. Основные аспекты теоретического исследования языка

Из всего многообразия взглядов выделим два. Один из этих аспектов – выявление механизмов языка и речи [P.Suppes 1980, с.27]: 1) механизмы усвоения языка; 2) механизмы реализации языка при продуцировании и понимании речи; 3) механизмы соотнесения языка с восприятием и кинетикой человека. Для моделирования этих механизмов слишком абстрактны наиболее употребительные в философской логике аппараты теории множеств и интенсиональной логики: необходимы иные средства для представления "семантики человеческой деятельности" в ее динамике. В этом состоит заказ лингвистики к смежным дисциплинам. Будет ли он выполнен в ближайшем будущем, зависит, вообще говоря, не от лингвистической теории как таковой.

Другое направление [K.Vossler 1923, с.258] можно связать со следующим комплексом задач: 1) систематизация и классификация языковых единиц; 2) сбор сведений об истории различных языков; 3) лингвистические средства сопоставительных исследований.

Традиционные задачи преподавания, перевода, создания программ для ЭВМ, составления кодов, моделей машинного перевода и автоматической обработки документации – все это можно представить как приложение результатов. Итак, второе направление – расширение той базы знаний лингвистики, которая сказывается на уровне обследованности языка в целом.

На пересечении этих двух направлений – отграничение теории языка от остальных теорий. Так, в отличие от предшествующего периода – когда под давлением деклараций генеративной грамматики лингвистическая теория признавалась филиалом когнитивной психологии – теперь становится более ясным [S.Soames 1984, с.155] разграничение психологии языка и лингвистической теории: у них различны области исследования, задачи, теоретический фон и средства. Формальные средства, используемые для представления внутренней структуры высказываний на естественном языке, с одной стороны, и соответствующие структуры мышления – с другой, совершенно не обязательно задавать как изоморфные друг другу (ср. [Кацнельсон 1972], [Павилёнис 1983]).

Назад | Начало книги | Дальше