Теория языка и проблемы современного языкознания

(Курс лекций для студентов пятого курса)

This page copyright © 2004 V.Dem'jankov.

http://www.infolex.ru


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Современное языкознание, особенно современная теория языка, оперирует большим числом понятий и терминов, без понимания которых вряд можно усвоить и оценить результаты описания языков, особенно в сопоставительном славянском и западноевропейском языкознании.

В рамках данного курса речь идет, главным образом, о доминирующих теориях – о тех, которые часто упоминаются в лингвистической и общенаучной литературе и которые оказывают позитивное влияние на ход развития современного языкознания. Мы показываем, как такое доминирование менялось на протяжении 20 в. под давлением внешних и внутренних обстоятельств.

Внутренние факторы развития науки связаны с динамикой сложившихся и складывающихся теорий, с тем, что приводит к смене научной парадигмы. Внешние факторы относятся к ведению социологии науки. Существенны в этой связи не только чисто межличностные контакты, симпатии и антипатии, отношения "учитель – ученик", "начальник – подчиненный" и т.п., но и межгрупповые – отношения между научными школами в целом (а не только между отдельными представителями этих школ), а также межинституциональные (скажем, между разными кафедрами или университетами), межгосударственные (между научными школами России и США) и даже межконтинентальные.

В данном курсе лекций главное внимание уделяется внутренним факторам, развитию и становлению идей современного языкознания. Выделяются ведущие идеи, вокруг которых группируются реальные отечественные и зарубежные концепции языка:

Грамматика – интерпретированное исчисление выражений языка (генеративная лингвистика).

Значения вычисляются интерпретатором, а не содержатся в языковой форме (интерпретационизм).

Композиционность лежит в основе категорий синтаксиса, семантики и прагматики (категориальные грамматики).

Для лингвистического анализа существенны функции элементов выражения, а не сами элементы (функционализм).

Одно и то же может означать очень разные вещи, но в разной степени (теория прототипов).

Лингвистическое исследование связано с единицами более крупными, чем предложение (лингвистика текста и анализ дискурса).

Высказывание – не предмет, а действие, и как таковое и должно изучаться (теории речевого действия).

Мы вычисляем значения высказывания только потому, что оно предназначалось для нас (принцип кооперированности).

Язык – только одна из когнитивных способностей человека (когнитивная лингвистика).

Данный предмет тесно связан с остальными дисциплинами языковедческого цикла, на что следует обратить особое внимание студентов. В качестве иллюстративного материала рассматриваются факты и нерешенные проблемы семантики и синтаксиса славянских и западноевропейских языков, а также различия в употреблении концептов в рамках разных национальных культур.

Цель данной дисциплины – знакомство студентов пятого курса с современными лингвистическими теориями.

Задачи дисциплины: дать студентам возможность

- ориентироваться во всем многообразии современных лингвистических концепций;

- научиться анализировать конкретный языковой материал в рамках этих концепций.

Знания и навыки, полученные студентами по ходу освоения данной дисциплины, должны использоваться в их самостоятельной исследовательской работе. Студенты должны проделать дополнительный анализ своего исследования, установив, какие общеметодические идеи современной лингвистики реально доминируют в их работе, какие остаются вне основного поля внимания, а какие противоречат их собственным научным установкам. Этот дополнительный науковедческий анализ позволяет выявить те моменты, которые характеризуют степень актуальности и новизны самостоятельного исследования.

Для углубленного изучения данной дисциплины студентам рекомендуется дополнительная литература, а также знакомство с последними публикациями в отечественных и зарубежных лингвистических журналах.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать главные ведущие идеи теории языка, доминирующие в языкознании конца 20 – начала 21 в.;

ориентироваться в современной лингвистической литературе;

уметь анализировать языковой материал методами, разработанными в рамках современных лингвистических концепций, и критически оценивать достоинства и, возможно, ограниченность конкретных лингвистических методов.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Введение. Понятия доминирующей лингвистической теории и научной парадигмы в современном языкознании. "Генеративная революция" Н.Хомского и генеративная парадигма в языкознании. Формальные грамматики и зарождение трансформационной порождающей модели. Понятия "правило порождения" и "трансформация". Развитие и тенденции теории порождающих грамматик в конце 20 в. Универсализм. Общеметодическая характеристика метода.

2. Интерпретирующий подход в языкознании, реализации принципа интерпретации: значения "вычисляются" интерпретатором, а не содержатся в языковой форме.

3. Понятие композиционности и его приложения в синтаксисе, семантике и прагматике. Основы категориальной грамматики. Грамматика Монтегю.

4. Координатный подход. Обобщенная категориальная грамматика. "Ситуационная грамматика".

5. Функциональный подход в различных областях лингвистического описания. Функционализм в лингвистике конца 20 в.

6. Теория прототипов в грамматическом описании. "Расплывчатая семантика". Процедурная семантика. Фреймы, скрипты, стереотипы как различные воплощения идеи "прототипичности" в описании и объяснении фактов языка.

7. Выход лингвистики за пределы предложения: лингвистика текста, дискурс. Из истории "грамматики текста" и "грамматики контекста" (Т.А.ван Дейк). Теория Я.Петефи "Структура текста – структура мира".

8. "Анализ дискурса" как лингвистическая дисциплина. Нарратология и "Новая риторика". "Грамматика рассказа" .

9. "Семантика предпочтения". Этносемантика и "этнография дискурса".

10. "Конверсационный анализ". Анализ диалога. Логика диалога.

11. Высказывание как действие. Лингвистические аспекты теории речевых актов. Перформативный анализ в синтаксисе и семантике. Конверсационные постулаты.

12. Принцип кооперированного речевого поведения (П.Грайс). Конверсационные максимы. Понятие импликатуры.

13. Язык как одна из когнитивных способностей человека. Когнитивная лингвистика. Образность и продуктивность языка в когнитивизме. Подведение итогов курса лекций.

4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998.

Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997.

Гак В.Г. Языковые преобразования. М., 1998.

Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века // Язык и наука конца 20 века. М.: Институт языкознания РАН, 1995. С.239- 320.

Демьянков В.З. Функционализм в зарубежной лингвистике конца 20 века // Дискурс, речь, речевая деятельность: Функциональные и структурные аспекты. М.: ИНИОН, 2000. С.26-136.

Демьянков В.З. Лингвистическая интерпретация текста: Универсальные и национальные (идиоэтнические) стратегии // Язык и культура: Факты и ценности: К 70-летию Юрия Сергеевича Степанова / Отв. редакторы: Е.С.Кубрякова, Т.Е.Янко. – М.: Языки славянской культуры, 2001. С.309-323.

Демьянков В.З. Соотношение обыденного языка и лингвистического метаязыка в начале XXI века // Языкознание: Взгляд в будущее / Отв. ред. Г.И.Берестнев. Калининград: ФГУИПП "Янтар. сказ", 2002. С.136-154.

Кибрик А.Е. Константы и переменные языка. – Спб.: Алетейя, 2003.

Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. – М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996. (Некоторые статьи из этого словаря см. на данном сайте)

Степанов Ю. С. Язык и метод: К современной философии языка. М., 1998.

Язык и наука конца 20 в. (Под ред. Ю.С.Степанова). М., 1995.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

Lyons J. Semantics. Cambr. etc.: Cambr. UP, 1977.

Newmeyer F. Linguistic theory in America. 2nd ed-n. Orlando etc., 1986.

Newmeyer F. J. The politics of linguistics. Chicago, 1986.

Словари:

Караулов Ю.Н., глав. ред. Русский язык: Энциклопедия. М., 1998.

Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 2001.

Ярцева В.Н., глав. ред. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Как соотносятся между собой основные идеи теоретического языкознания в конце 20 – начале 21 в.?

Соотношение между семантикой, синтактикой и прагматикой языка.

Синтаксическая и семантическая информация в рамках лексикографического описания языков: возможности, достижения и перспективы.

Универсальные и идиоэтнические стратегии использования языка.

6. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ИЛИ ЭКЗАМЕНУ

Научные парадигмы в теоретическом языкознании конца 20 – начала 21 в.

Грамматика как интерпретированное исчисление выражений языка.

Интерпретационизм.

Принцип композиционности и его реализации в современном языкознании.

Функционализм в современном языкознании.

Теория прототипов в семантике и в когнитивной лингвистике.

Лингвистика текста и анализ дискурса.

Теории речевого действия.

Принцип кооперированности и импликатуры.

Когнитивная лингвистика.


Сайт профессора, доктора филологических наук,

заместителя директора Института языкознания РАН

Валерия Закиевича Демьянкова

vdemiank@mail.ru

Научно-исследовательский вычислительный центр
МГУ им. М.В. Ломоносова