This page copyright © 2004 V.Dem'jankov.
http://www.infolex.ruСовременное языкознание, особенно современная теория языка, оперирует большим числом понятий и терминов, без понимания которых вряд можно усвоить и оценить результаты описания языков, особенно в сопоставительном славянском и западноевропейском языкознании.
В рамках данного курса речь идет, главным образом, о доминирующих теориях о тех, которые часто упоминаются в лингвистической и общенаучной литературе и которые оказывают позитивное влияние на ход развития современного языкознания. Мы показываем, как такое доминирование менялось на протяжении 20 в. под давлением внешних и внутренних обстоятельств.
Внутренние факторы развития науки связаны с динамикой сложившихся и складывающихся теорий, с тем, что приводит к смене научной парадигмы. Внешние факторы относятся к ведению социологии науки. Существенны в этой связи не только чисто межличностные контакты, симпатии и антипатии, отношения "учитель ученик", "начальник подчиненный" и т.п., но и межгрупповые отношения между научными школами в целом (а не только между отдельными представителями этих школ), а также межинституциональные (скажем, между разными кафедрами или университетами), межгосударственные (между научными школами России и США) и даже межконтинентальные.
В данном курсе лекций главное внимание уделяется внутренним факторам, развитию и становлению идей современного языкознания. Выделяются ведущие идеи, вокруг которых группируются реальные отечественные и зарубежные концепции языка:
Грамматика интерпретированное исчисление выражений языка (генеративная лингвистика).
Значения вычисляются интерпретатором, а не содержатся в языковой форме (интерпретационизм).
Композиционность лежит в основе категорий синтаксиса, семантики и прагматики (категориальные грамматики).
Для лингвистического анализа существенны функции элементов выражения, а не сами элементы (функционализм).
Одно и то же может означать очень разные вещи, но в разной степени (теория прототипов).
Лингвистическое исследование связано с единицами более крупными, чем предложение (лингвистика текста и анализ дискурса).
Высказывание не предмет, а действие, и как таковое и должно изучаться (теории речевого действия).
Мы вычисляем значения высказывания только потому, что оно предназначалось для нас (принцип кооперированности).
Язык только одна из когнитивных способностей человека (когнитивная лингвистика).
Данный предмет тесно связан с остальными дисциплинами языковедческого цикла, на что следует обратить особое внимание студентов. В качестве иллюстративного материала рассматриваются факты и нерешенные проблемы семантики и синтаксиса славянских и западноевропейских языков, а также различия в употреблении концептов в рамках разных национальных культур.
Цель данной дисциплины знакомство студентов пятого курса с современными лингвистическими теориями.
Задачи дисциплины: дать студентам возможность
- ориентироваться во всем многообразии современных лингвистических концепций;
- научиться анализировать конкретный языковой материал в рамках этих концепций.
Знания и навыки, полученные студентами по ходу освоения данной дисциплины, должны использоваться в их самостоятельной исследовательской работе. Студенты должны проделать дополнительный анализ своего исследования, установив, какие общеметодические идеи современной лингвистики реально доминируют в их работе, какие остаются вне основного поля внимания, а какие противоречат их собственным научным установкам. Этот дополнительный науковедческий анализ позволяет выявить те моменты, которые характеризуют степень актуальности и новизны самостоятельного исследования.
Для углубленного изучения данной дисциплины студентам рекомендуется дополнительная литература, а также знакомство с последними публикациями в отечественных и зарубежных лингвистических журналах.
Студент, изучивший дисциплину, должен:
знать главные ведущие идеи теории языка, доминирующие в языкознании конца 20 начала 21 в.;
ориентироваться в современной лингвистической литературе;
уметь анализировать языковой материал методами, разработанными в рамках современных лингвистических концепций, и критически оценивать достоинства и, возможно, ограниченность конкретных лингвистических методов.
1. Введение. Понятия доминирующей лингвистической теории и научной парадигмы в современном языкознании. "Генеративная революция" Н.Хомского и генеративная парадигма в языкознании. Формальные грамматики и зарождение трансформационной порождающей модели. Понятия "правило порождения" и "трансформация". Развитие и тенденции теории порождающих грамматик в конце 20 в. Универсализм. Общеметодическая характеристика метода.
2. Интерпретирующий подход в языкознании, реализации принципа интерпретации: значения "вычисляются" интерпретатором, а не содержатся в языковой форме.
3. Понятие композиционности и его приложения в синтаксисе, семантике и прагматике. Основы категориальной грамматики. Грамматика Монтегю.
4. Координатный подход. Обобщенная категориальная грамматика. "Ситуационная грамматика".
5. Функциональный подход в различных областях лингвистического описания. Функционализм в лингвистике конца 20 в.
6. Теория прототипов в грамматическом описании. "Расплывчатая семантика". Процедурная семантика. Фреймы, скрипты, стереотипы как различные воплощения идеи "прототипичности" в описании и объяснении фактов языка.
7. Выход лингвистики за пределы предложения: лингвистика текста, дискурс. Из истории "грамматики текста" и "грамматики контекста" (Т.А.ван Дейк). Теория Я.Петефи "Структура текста структура мира".
8. "Анализ дискурса" как лингвистическая дисциплина. Нарратология и "Новая риторика". "Грамматика рассказа" .
9. "Семантика предпочтения". Этносемантика и "этнография дискурса".
10. "Конверсационный анализ". Анализ диалога. Логика диалога.
11. Высказывание как действие. Лингвистические аспекты теории речевых актов. Перформативный анализ в синтаксисе и семантике. Конверсационные постулаты.
12. Принцип кооперированного речевого поведения (П.Грайс). Конверсационные максимы. Понятие импликатуры.
13. Язык как одна из когнитивных способностей человека. Когнитивная лингвистика. Образность и продуктивность языка в когнитивизме. Подведение итогов курса лекций.
ОСНОВНАЯ:
Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998.
Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997.
Гак В.Г. Языковые преобразования. М., 1998.
Кибрик А.Е. Константы и переменные языка. Спб.: Алетейя, 2003.
Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996. (Некоторые статьи из этого словаря см. на данном сайте)
Степанов Ю. С. Язык и метод: К современной философии языка. М., 1998.
Язык и наука конца 20 в. (Под ред. Ю.С.Степанова). М., 1995.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
Lyons J. Semantics. Cambr. etc.: Cambr. UP, 1977.
Newmeyer F. Linguistic theory in America. 2nd ed-n. Orlando etc., 1986.
Newmeyer F. J. The politics of linguistics. Chicago, 1986.
Словари:
Караулов Ю.Н., глав. ред. Русский язык: Энциклопедия. М., 1998.
Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 2001.
Ярцева В.Н., глав. ред. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
Как соотносятся между собой основные идеи теоретического языкознания в конце 20 начале 21 в.?
Соотношение между семантикой, синтактикой и прагматикой языка.
Синтаксическая и семантическая информация в рамках лексикографического описания языков: возможности, достижения и перспективы.
Универсальные и идиоэтнические стратегии использования языка.
Научные парадигмы в теоретическом языкознании конца 20 начала 21 в.
Грамматика как интерпретированное исчисление выражений языка.
Интерпретационизм.
Принцип композиционности и его реализации в современном языкознании.
Функционализм в современном языкознании.
Теория прототипов в семантике и в когнитивной лингвистике.
Лингвистика текста и анализ дискурса.
Теории речевого действия.
Принцип кооперированности и импликатуры.
Когнитивная лингвистика.